Культура, Литература

По закону совести

Н. Васильева. Звоны поднебесьяКнига Надежды Васильевой «Звоны поднебесья» включает в себя избранные повести и рассказы для подростков и юношества, отмеченные серьезными литературными премиями и получившие живой отклик широкой читательской аудитории.  Это литература реальных характеров и жизненных ситуаций, понятных и близких каждому современному тинэйджеру. 

В ней герои-подростки проходят полный драматических коллизий путь к самоопределению, осмысливают нравственный принцип порядочности, обретают настоящих друзей, великодушно прощают врагов. Интерес писателя к подростковой теме, с одной стороны, обусловлен возможностью исследовать сложный процесс формирования человека, постоянно проверяя на прочность его внутренний стержень, а с другой, желанием помочь своему читателю стать менее одиноким и уязвимым и с наименьшими потерями перенести болезненный кризис роста.

Открывает книгу повесть «Боба Теремков», которая знакомит с обитателями Детского Дома «Теремок» и псом по кличке Боба, прибившимся к нему. Глазами собаки мы видим жителей Дома так ясно, как будто этот взгляд безошибочно выхватывает истинную суть каждого. Словно вовсе и не Боба Теремков, а сама Совесть читает их души, безмолвно говорит с ними. Ваня-Циклоп, Нинушка, Баба Стёпа – люди, в которых видна добрая сила и нравственная чистота; живя по закону совести, они не способны на подлость и предательство. «Законы совести в душе каждого действовать должны, – говорит Нинушка. – Их на бумаге не пропишешь».

Достойно продолжая традиции классической литературы, Надежда Васильева затрагивает тему отцов и детей в повести «По прозвищу Гуманоид».  Подростковый перфекционизм в отношении к жизни и людям, отрицание опыта старшего поколения нередко являются следствием заброшенности и отчуждения современных детей, что, в свою очередь, грозит разрывом духовной связи поколений. Чтобы этого не произошло, важно стать для ребенка живым примером  и настоящим Другом – таким, каким стал для главного героя Митьки его дед. Простым житейским истинам, которым дед учит внука, он всем сердцем следует сам: «Будь терпимее к людям, Митька, учись прощать. ˂…˃ Умей в каждом человеке найти что-то хорошее».

Личностная эволюция главного героя прослеживается в его поступках, оценках и внутренних монологах, которые, по ходу повествования, становятся более терпимыми и зрелыми. Так, сосед по купе, «толстый мужик со смешным именем Жора», «пародия на мужскую половину человечества», которого Митька сразу невзлюбил и окрестил про себя «Бегемотом», впоследствии оказался вполне добродушным человеком, с особым теплом относящимся к старикам. Узнав его ближе, Митька лишается начальной негативной категоричности: «А дядя Жора ничего мужик. Не ожидал».

Переломным моментом в отношениях с отцом стал уход деда. Дмитрию открылись истинные причины неприятия отцом его привязанности к деду, но, несмотря на обиду и боль утраты, он смог простить и принять отца таким, какой он есть. Понятно, что этому способствовали не только мудрые посылы деда, но и постоянная, напряженная внутренняя работа главного героя, готового принимать решения, совершать поступки и держать за них ответ.

Мистическая повесть в новеллах «Под созвездием Кассиопея» написана от имени пяти разных лиц, тем не менее связанных друг с другом невидимыми нитями. Что всё это значит? Цепь случайных совпадений? Или часть вселенского замысла, в котором любое событие, каким бы малым оно ни было, тесно и разумно связано со всеми остальными событиями?

Завораживая глубоким философским наполнением и сдержанной красотой закольцованной фабулы, произведение помогает во всей полноте осознать «значимость того, что происходит вокруг». Ибо ничто не случайно, всё пронизано Смыслом, всё находится под контролем Творца, плетущего замысловатый узор жизни.

Книгу завершает цикл избранных рассказов разных лет, включающий в себя лучшие произведения малой литературной формы, созданные автором за 30-летний стаж творческой деятельности.

Главные герои, от имени которых ведется повествование, – подростки, постигающие «школу жизни», – этим объясняются особенности языка и стилистики рассказов. Однако критики не раз отмечали гармоничный синтез педагогической простоты и художественной сложности, характерный для прозы Надежды Васильевой.  Вот и рассказ «Восемь времён года» дышит поэзией; так хороши лирические зарисовки с норвежской «натуры», что густой и плотной от запахов и звуков становится сама материя текста: «Из-за призрачных гор всходила полная луна. ˂…˃ На маленьких островках разноцветными огнями мерцали игрушечные дворцы, возле них в траве прятались волшебные тролли. Морской воздух пах вяленой рыбой и водорослями. В такт доносившейся из лагеря музыки подмигивали блёклые звёзды. Но Сене было не до них. Душу обливал горечью уже наметившийся рассвет».

Тему первой любви, волнений «бурь сердечных» затрагивают рассказы «Телефон доверия», «Мишка-подсолнух», «Фиаско». Сложно вообразить что-то искреннее первой любви. Разделенная или безответная, она воспитывает любящее сердце, делает его мудрее и дарит бесценный опыт.

Литература для подростков, в которой бы они узнавали себя и мир, востребована всегда. Но книги эти должны быть не поверхностным чтивом, а глубокой и художественно полноценной литературой, содержащей нравственные уроки для стремительно взрослеющего поколения.

Творчество Надежды Васильевой получило высокие оценки критиков, библиотекарей, практикующих филологов и, безусловно, самих читателей. Книга «Звоны поднебесья» не даёт готовых ответов, не спасает от потерь и разочарований, но, без сомнения, может стать настоящим Другом, открыто говорящим о самых сложных и сокровенных вещах.