Дом актёра

Я бы в дворники пошел…

В. Маяковский. «Пусть меня научат!». Театр кукол РК
Есть такое понятие – ганч. Материал, которым реставратор заполняет утраты в подлиннике. Обожженная смесь гипса и глины. Она позволяет взглянуть на утраченное как на целое.

Государственный театр кукол Республики Карелия, взяв на себя в лице режиссера и автора инсценировки Эдуарда Гайдая роль реставратора, попытался заполнить ганчем «детские» стихи Владимира Маяковского, собранные в музыкальное представление «Пусть меня научат!». Смесь, надо сказать, получилась достаточно гремучая.
Начнем с программки к спектаклю: открываю и сразу же, в параллель, названию читаю:
«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!»
Дальше – больше.
Стараясь осовременить тексты Маяковского, постановщик вместе с художником Романом Вильчиком дают семье – папа, мама и крошка-сын – явно перенесенных из конца 1920-х годов (одна красная косынка на голове матери и Башня III Интернационала Татлина в качестве дома, который надо построить инженеру, многого стоят), телевизор. Из которого под бравурную музыку Георгия Свиридова дикторы программы «Время» проборматывают печальные стихи о миноносце и миноноске: «Но ударить удалось ему по ребру по миноносьему. Плач и вой морями носится: овдовела миноносица». Чтобы мы не забывали, в каком мире живем.
Мама, конечно, всячески пытается телевизор выключить, папа – косая сажень в плечах и с полным отсутствием интеллекта на красивом лице – естественно, от телевизора отрываться не желает. И, взяв его за одну ножку, победно уносит в другую комнату.
Мама же открывает книгу и начинает читать не желающему засыпать мальчишке: «Крошка сын к отцу пришел…».
Авторы спектакля неукоснительно следуют текстам Маяковского (по ходу действия звучат еще стихотворения «Кем быть» и «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»). Правда, ради связок используют разные междометия и восклицания, но ведь на то и ганч, чтобы заполнять пустоты. Тем более, говорят, сам поэт, выступая с эстрады, сопровождал свои стихи жестами и интонациями для большего эмоционального воздействия на публику.
Самым же сильным в данном спектакле эмоциональным воздействием на публику является музыка, сочиненная Олегом Гуреевым: от рэпа до хард-рока, от шансона до блюза.

Другое дело, что несмотря на более чем двухлетнее нахождение спектакля в репертуаре артисты исполняют эту музыку неряшливо.

Другое дело, что публика в возрасте от 5 до 7 лет и воспринимать подобные взрослости не готова. Она оживляется лишь при виде некоей Вороны, которую авторы спектакля ввели в сюжет, чтобы она двигала его как deus ex machinа, когда ни у мамы, ни, тем более, у папы нет сил справиться с собственным чадом. С этой вороной малыш и в рабочие идет, и в строители, и во врачи, и в летчики, и в матросы. В последних даже ею спасаем из ушедшего под воду вертикально, как «Титаник», бутафорского корабля.

Дальше уже стало спокойнее, поскольку – все работы хороши. Правда, странно, что реставраторы Маяковского не догадались продолжить ряд выбираемых профессий, соотнеся их с днем сегодняшним: менеджер, юрист, предприниматель, политик etc.
На месте Эдуарда Гайдая (какая знаковая фамилия) я бы назвал еще одну профессию, которую постеснялся назвать Маяковский, – профессию дворника. Она была очень востребована в 20-е годы ХХ века, не менее востребована и нынче. Грязи на наших улицах и во дворах – видимо-невидимо. Не меньше, чем гипса и глины в той смеси, которой заполнены пустоты в этом 45-минутном спектакле «Пусть меня научат!» по стихам Владимира Маяковского.