Образование

Музыкальный ключ к сердцу подростка

Существуют ли проблемы в работе с подростками? Кто-то из педагогов отмахнется, скажет, что нет, а кто-то накопил ряд вопросов, с которыми ему нужно разобраться. 10 — 12 декабря в Детской музыкально-хоровой школе г. Петрозаводска прошел Республиканский научно-практический семинар для преподавателей и учителей «Музыкальное образование как способ самовыражения и социализации современного подростка». Здесь можно было поделиться опытом, услышать мнение специалистов и высказаться самому. 
 
{hsimage|На семинар собрались педагоги из семи городов||||} Участниками семинара стали преподаватели и директора музыкальных школ из семи городов Карелии: Суоярви, Медвежьегорска, Пряжи, Беломорска, Олонца, Лахденпохьи, Кондопоги, а также преподаватели музыкальных школ Петрозаводска. В течение трех дней семинара с участниками работали специалисты Центра психолого-медико-социального сопровождения, которые проводили тренинги, направленные на решение проблем, возникающих при общении с подростками. Исследования в области социализации молодежи представили И.А. Милюкова, кандидат философских наук, заведующая кафедрой социологии факультета политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета и А.П. Селина,  преподаватель кафедры. 
В процессе подготовки к семинару Детская музыкально-хоровая школа организовала социологические опросы, как среди подростков, так и среди преподавателей. У ребят спрашивали о том, каким качествами должен обладать педагог, а у преподавателей – почему они не работают с подростками, в чем видят трудности. В опросе приняли участие учащиеся музыкальных школ ДМХШ и ДШИ подросткового возраста и их преподаватели. По мнению подростков музыкальных школ, хороший преподаватель должен быть терпеливым, понимающим и с чувством юмора. В ответах учащихся общеобразовательных школ лидирует также чувство юмора и профессионализм
На вопросы «Хотел бы ты заниматься музыкой?», если да, то «Почему не занимаешься?» отвечали учащиеся 8 — 9 классов восьми общеобразовательных школ Петрозаводска. Опрос выявил желание многих ребят петь на сцене, играть в группе, освоить музыкальный инструмент, но как ни странно, по их мнению, музыкальная школа не может этому научить. Они скорее пойдут в кружок или будут брать частные уроки. Кроме того, часто желание не совпадает с возможностями: ребятам не хватает времени из-за школьной нагрузки, некоторые уже занимаются в спортивных секциях, иногда в виде ответа лаконично значится «ЕГЭ». 
{hsimage|Ансамбль учащихся отделения для подростков "МР3" порадовал смелым выступлением ||||} В рамках семинара прошел концерт-презентация отделения эстетического образования Детской музыкально-хоровой школы «Ветер перемен». Его участниками стали как нынешние учащиеся, так и гордость школы – ее выпускники. Роман Коломенский, выпускник трехгодичной программы «МР3», ныне студент Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э. Раутио, сыграл Ноктюрн Шопена так, что даже самые буйные зрители притихли, ловили каждый звук, каждое прикосновение к клавишам. Смелым выступлением порадовал эстрадный ансамбль учащихся отделения для подростков «МР3» – современные ритмы, звонкие голоса и шарм электронных инструментов не оставили никого равнодушным. 
Многие гости отметили, что семинар, несмотря на свою научность, очень эмоциональный, позитивный и дружеский. За три дня мы успели все: послушать научные доклады, обсудить проблемы музыкального образования подростков на круглом столе, расслабиться и поиграть на тренингах, насладиться фотовыставкой Кирилла Огнева «Лица карельской музыки» и даже поводить хороводы под карело-финские {hsimage|Группа Sattuma ||||} мотивы группы Sattuma
— Проблемы, которые затрагивались на семинаре, возникают и у нас в Суоярви, – говорит Людмила Анатольевна Панкевич, заместитель директора по учебной работе Детской школы искусств. — Интересно было узнать, что нового разработали преподаватели Детской музыкально-хоровой школы. Очень понравилась идея клуба авторской песни, хотелось бы реализовать ее у нас. Занятия в компьютерном классе тоже заинтересовали бы наших подростков, но возникает проблема кадров, специалистов этой области у нас нет. Меня как математика порадовала организация семинара: все четко соответствует заявленной программе, чувствуется сплоченность и позитивный настрой организаторов.
Своими впечатлениями от семинара поделилась также Ирина Викторовна Васильева, директор Детской музыкальной школы Беломорска:
 
— Никто не сомневается, что темы, которые обсуждались на семинаре,  злободневные, насущные, это темы сегодняшнего дня. Проблемы, которые поднимает музыкально-хоровая школа, всегда серьезны, содержательны и не поверхностны.
{hsimage|Под музыку группы Sattuma водили хоровод||||} Возвращаясь к вопросу, существуют ли проблемы в музыкальном образовании подростков, организаторы семинара ответят: да. Это инерция мышления преподавательского состава, несоответствие образовательных программ потребностям подростков, недостаточная материальная база для обеспечения условий обучения, отсутствие баланса между официальной программной установкой на обучение и потребностями подростка.
Организаторы и участники семинара уверены, что он принесет реальную пользу преподавателям в работе с подростками. Семинар стал достойным завершением Года учителя.