Главное, Образование

Ради чего?

student_prepodavatelНет уже прежней святости знания, пиетета отношений учителя и ученика. Они считают теперь, кто кому что должен и обязан.

 

Ох уж, мне эти анонимы. Анонимы смелее. Анонимы честнее. Анонимы лицемернее.

Недавно совершенно случайно прочитала пару постов на «Подслушано». Популярный нынче паблик сплетен. Где на грязные подробности и домыслы наклеены ярлыки «интересные истории» и «мнения».

Так вот, у нашего передового, мною любимого вуза есть собственное «Подслушано». Анонимы пишут туда свои недовольства очередями в столовой, учат гардеробщиц работать, признаются в любви, обличают профком. Раньше на кухне этим занимались за чаем или за стопкой, а в век информационных технологий(!) для этого появились специальные ресурсы. Стоящее достижение человечества, я считаю.

А тут один из анонимов решил рассказать про свою учебу и преподавателей. Тема, знаете ли, не новая, после сессии критикой «преподов» никого не удивишь. Да только рассказ этот поразил всех своими подробностями. Автор, пожелавший остаться не идентифицированным, свободно рассказывает, где она училась (курс, факультет, фамилия преподавателя). Да ещё и то, что счастливо отчислилась только что и едет за границу. Слишком много деталей. Не позаботилась должным образом  о конспирации. Вычислена!

Однако читаешь пост и понимаешь, что обучение в ПетрГУ сброшено ею как камень с души. Из благих намерений автор делится с нами своим радостными эмоциями. Меня псевдоаноним поразил своей искренностью. Преподаватели поразились неграмотности. Контраргументов критике из поста, видимо, не нашлось. Поэтому в лучших традициях троллинга (нечем ответить – упрекай неграмотностью) стали топить ошибками в правописании.

Бедняжка в порыве чувств совсем не думала о запятых и нужных буквах в словах. Расплата не заставила себя долго ждать. Разговоры из учительской мигом перенеслись  в содержание более чем 40 комментариев. Преподаватели  язвительно давили интеллектом и сыпали догадками: «как такой человек вообще в вуз поступил?!»

Я, к слову, факультет свой очень люблю, а преподавателей бесконечно уважаю. Это так, поправочка, для тех, кто уже мысленно трижды  проклял меня и мое «сочинение».

А пока число комментариев под историей бывшей студентки увеличивается, и спор о том, может ли учитель высмеивать ученика, набирает обороты…

Нет, я не буду пытаться искать правых.

Ведь преподавателем мне никогда не быть (таланта нет, а не желания), отчисляться (тьфу-тьфу-тьфу) пока не собираюсь.  Рассудить стороны не смогу. Зато хочется мне поделиться с вами своими  наблюдениями.

«Да я учусь-то здесь, чтобы маму не расстраивать», «мне на самом деле не важно: три или четыре, только вот стипендии лишаться не хочу», «знаешь, мне все равно, как сдам, лишь бы хвостов не было, хочу в отпуск спокойно поехать». Сколько раз я слышала эти фразы и сотни их вариаций от совершенно разных студентов, знакомых, друзей. Почему? Всем им ВСЕ РАВНО.

Одни приходят в вуз ради мамы, другие просто работают ради заветной «корочки» или повышенной стипендии. Нет цели получить знания или навыки. Есть цель проскочить этот период жизни безболезненно и по возможности с выгодой.

Бывает и так, что перед экзаменами в коридорах университета я вижу, как прилежные девочки-студентки повторяют ответы на билеты и как редко они понимают, зачем им это. План максимум получить пятерку, а не применить знания на практике. Минимум аналитики. Выучил конспект – ответил. Дело сделано. Становилось очень грустно.

А потом я увидела, как преподаватели обсуждали реформу гуманитарного образования. Почитала законы и приказы. И тут просто «грустно» уже совсем не подошло бы.

Знаете, я очень туго запоминаю фразеологизмы и даты, стихи учу легко, а с крылатыми фразочками трудновато. А вот эта сразу запомнилась: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Запомнилась, наверное, от того, что дико хочу учиться у одних только вдохновителей. Но как же тут вдохновлять, когда что ни день, то поправка в  учебной программе?!

…Сижу на тесной кухне, попивая брусничный морс. Сессия сдана. С теплой улицы на свет залетел мотылек. Вроде бы всё довольно неплохо. Но я ритмично стучу по клавиатуре, полуночничаю, переживаю и все задаюсь вопросом: «РАДИ ЧЕГО?»

Ради чего поступаем в университеты? Не учимся, а в режиме «лишь бы сдать» проводим лучшие студенческие годы.

Ради чего нас учат те, кому безрадостно даже смотреть на студентов? Ведь кажется, что нет в новом поколении больше души и ничего им не нужно. Кажется.

Ради чего образование душат поправками и экспериментами, сокращают часы и спецкурсы? А потом смеемся над нелепыми цитатами из  ЕГЭ.

И смысла нет искать правых. Ведь всем вдруг стало всё равно.

Нет, что вы! Я не равняю под одну гребенку. Не смею говорить за всех и каждого. Но нет уже прежней святости знания, пиетета отношений учителя и ученика. Они считают теперь, кто кому что должен и обязан.

Остались, конечно, отдельные отважные и неравнодушные прутики. Никак только не могут они собраться в одну метлу, чтоб гнать этой метлой невежество и стандартизацию.

А пока учителя так и будут высмеивать анонимов, а те в свою очередь так и будут мечтать «махнуть за кордон».

А ради чего?

Фото smartnews.ru