Образование, Учитель

Елена Митрофанова: «Мы не знаем, что нас ждёт…»

Елена Митрофанова. Фото Марии Голубевой
Елена Митрофанова

Сегодня открывается республиканский конкурс «Учитель года Карелии», завтра узнаем имя победителя. Мы побеседовали с победителями республиканского и петрозаводского конкурсов прошлого года о том,  как сложился для них минувший год, что их волнует и радует.

Елена Митрофанова, победитель конкурса «Учитель года Карелии» 2015 года, член главного жюри конкурса этого года. Преподает историю, курсы «Моя Карелия» и основ религиозных культур и светской этики в основной школе деревни Рауталахти Питкярантского района.

— Если учитель успешен и развивается, то эти качества есть и у его учеников. Поэтому педагогу важно участвовать в конкурсах, проектах, разных инициативах. Наша школа, например, участвует в проектах сетевого взаимодействия, подписала договор о сотрудничестве с московской школой. В этом году в столицу ездила наша делегация — пятеро учителей и пятеро детей, которые делились опытом, проводили мастер-классы, показывали презентацию. В мае мы ждем гостей из Москвы с ответным визитом к нам, в Рауталахти.

— Как изменилась ваша жизнь после победы в конкурсе?

— Весь год езжу, езжу и езжу… Раньше я мало куда выезжала, а теперь бываю на конференциях, мастер-классах. Жизнь стала такой насыщенной и бурной! Это помогает мне концентрироваться, справляться со всеми школьными делами, не растягивая их. Часто варишься в собственном соку, изредка выезжая только в район, а когда обмен опытом происходит между разными регионами и районами, то это уже новый уровень, более серьезный и интересный.

— Как вы относитесь к оптимизации, которая накрыла Карелию?

— Государство должно прислушаться к нуждам малокомплектных школ. Важно сохранить это понятие и учитывать особенности таких школ, их удаленность. Особенно если школу закрывают! Как далеко будут возить детей, какие дороги. Нельзя всё мерить рублем. На конференции по сельской школе учителя Медвежьегорского района рассказали, что, когда закрывалась их школа, это были настоящие похороны поселка. Одна из учительниц этого района заметила, что когда она приехала работать, было 32 школы в районе, а сейчас их не больше десятка.

Финансовые трудности у сельской школы были всегда, но мы находили выход. Теперь же, прикрываясь надуманными причинами (дескать, в одной школе что-то не так, в другой не эдак: аккредитация, СЭС; предписание пожарных), школы закрывают. В то же время говорят о возрождении села. Но если закрывается школа, из деревни уезжают молодые люди. Кому хочется отправлять ребенка зимой по заснеженной дороге в другой поселок? Это, конечно, боль для всех малокомплектных школ.

На российском конкурсе я задала вопрос о сельских малокомплектных школах министру Ливанову. Мы не знаем, что нас ждет в следующем учебном году. Ощущение, что если не сегодня, то завтра нас закроют. Родители в такой ситуации предпочитают уехать в другое место, чтобы была стабильность. У меня на этой пресс-конференции с министром спросили, что я предлагаю. Мне кажется,  необходимо пересмотреть норматив по малокомплектной школе, поскольку если в ней учится не 60 человек, а 90 (для поселка это большая удача, если в школе учится так много ребят!), то она не попадает под эту программу и ее могут закрыть. Я слышала, что в одной из карельских школ училось 62 человека и по документам она уже была не малокомплектной, и финансирование строилось другим образом, оно стало нормативно- подушевым. Так что я думаю, норматив нужно поднять до сотни ученико, тогда педагоги смогут спокойно жить, работать и развиваться. Российский министр ответил, что нужно подумать и обсудить, поскольку ситуация нынче не та, что раньше.
Однажды мой сын-третьеклассник рассказал мне, что у них в гимназии есть необычная учительница: «Она летает по коридорам». И действительно, очень часто Надежда Николаевна пролетала мимо меня вместе со своими второклашками, которые тянулись за своим учителем беспокойной стайкой.

Надежда Волкова. Фото Марии Голубевой
Надежда Волкова

Надежда Волкова —  победитель конкурса «Учитель года Петрозаводска» 2015 года, учитель начальных классов гимназии №37.

— Всем участникам желаю удачи и честной борьбы! — улыбаясь, говорит Надежда Николаевна. — После конкурса моя жизнь нисколько не изменилась! Единственное, что я почувствовала, — это признание, но в общем и целом я также работаю, участвую в разных образовательных событиях и свободного времени у меня почти нет.

— Надежда Николаевна, а нужно будущих первоклассников учить читать, как вы считаете?

— Время сейчас такое. Дети сами учатся и интересоваться начинают достаточно рано. Родителям советую поддержать и помогать ребенку, но не заставлять! Даже если ребенок придет нечитающим, ничего страшного. Зачем же школа? Чтобы учить! Просто ребятки окажутся в немногочисленной группе нечитающих детей, человек пять. У меня такие дети уже к коцу первой четверти начинают читать. Главное, родителям не торопиться и не пытаться обогнать природу. Всему свое время.

— Как вы относитесь к тому, что дети сейчас занимаются в секциях, всевозможных развивающих кружках? 

— Общения с мамой и папой ребенку никто не заменит! Часто родители думают, что они отведут своих деток к чужим людям, и они их всему научат, а сами они спокойно в это время посидят в Интернете или по телефону поговорят. Но так не бывает! С детьми надо общаться, говорить, наблюдать, обсуждать. Это самое важное.

— Надежда Николаевна, вы сама — мама взрослых сыновей. Что делать, если ребенок категорически не хочет заниматься музыкой или отказывается от тренировок?

— Следовать за желанием ребенка. Один из моих сыновей перестал играть на скрипке, хотя и в концертах участвовал, и интерес был. Значит, ему хватило. Я не могу сказать, что занятия и усилия мои были бесполезны. Нет же! Он научился слушать и слышать музыку, узнал, что такое труд. Все это было важно и полезно. Скрипка осталась у нас дома как напоминание об этом увлечении. Каждая попытка многое привносит в жизнь ребенка, но заставлять его чем-то заниматься не надо.

Фото Марии Голубевой