Реформы

Сколько стоит образование?

Право на общедоступное и бесплатное образование в пределах государственных образовательных стандартов – одно из основных конституционных прав граждан Российской Федерации. Правда, мало кто задумывается, во сколько же обходятся государству расходы на образование. О финансовой составляющей этой важной сферы беседа с заместителем министра финансов Светланой АЛЕКСЕЕВОЙ.
 
— Какова доля расходов на образование в общем объеме расходов бюджета?
 
— Для государства это одна из основных отраслей бюджетной сферы, на которую, в первую очередь, направляются собранные налоги. В общем объеме расходов консолидированного бюджета республики расходы на образование составляют около 26 процентов, в бюджете республики – около 20 процентов или 4,7 миллиарда рублей в текущем году. По удельному весу расходов на образование в Северо-Западном федеральном округе Карелия уступает только Мурманской области, где этот показатель равен 28 процентам от общего объема бюджетных расходов.
 
На территории республики функционирует 735 учреждений образования, которые финансируются из бюджетов Карелии или местных бюджетов. Это 250 дошкольных образовательных учреждений, 255 общеобразовательных школ, 2 школы-интерната, 9 специальных (коррекционных) учреждений для детей, с ограниченными возможностями здоровья, 13 учреждений начального и 8 среднего профессионального образования и другие.
 
— Обязательства по финансированию различных государственных образовательных учреждений распределены и между различными уровнями власти. Какие учреждения к чьим полномочиям отнесены?
 
— Как и в других сферах деятельности, расходные обязательства в сфере образования распределены между уровнями власти. За счет средств федерального бюджета осуществляется финансирование федеральных государственных образовательных учреждений, в основном это высшие учебные заведения.
 
За счет местных бюджетов городских округов и муниципальных районов предоставляется дошкольное образование, то есть, содержатся детские садики, дополнительное образование в спортивных, музыкальных, художественных школах, дворцах творчества, организация отдыха детей в каникулярное время. Также муниципальные власти несут материальные затраты, связанные с содержанием зданий, в которых размещены общеобразовательные школы, оплачивают коммунальные услуги школ и другие подобные расходы.
 
Все остальное – финансовые обязательства республики, к которым относится финансовое обеспечение учебного процесса во всех муниципальных школах, организация предоставления образования в коррекционных образовательных учреждениях, детских домах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Из республиканского бюджета финансируются и некоторые другие направления, например, предоставление компенсации части родительской платы за содержание ребенка, посещающего государственное или муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
 
Таким образом, расходные полномочия четко разделены между тремя уровнями власти, в основном по типам образовательных учреждений. А общеобразовательные школы особо регулируются – сама организация образовательных услуг находится в ведении органа местного самоуправления. Он решает, где, какая школа будет учреждена. На организацию учебного процесса от зарплаты учителя до учебных пособий муниципальные органы получают субвенцию из бюджета республики.
 
— А если проанализировать во сколько обходится государству образование в общеобразовательной школе, школе-интернате и так далее? Можно ли обозначить, какова здесь тенденция? Расходы будут возрастать или уменьшаться, к примеру, затраты на одного ребенка?
— В общих расходах консолидированного бюджета республики 61 процент занимают расходы на содержание общеобразовательных школ, школ-интернатов, коррекционных учреждений, детских домов, учреждений по внешкольной работе с детьми. Расходы на дошкольное образование занимают порядка 21 процента, содержание учреждений начального и среднего профессионального образования составляет 8 процентов.
 
Основной удельный вес в расходах республиканского бюджета на образование составляют расходы на финансовое обеспечение учебного процесса в муниципальных образовательных учреждениях. В прошлом году расходы карельского бюджета в сфере образования составили 3,8 миллиарда рублей, в этом году запланировано 4,5 миллиарда.
 
В 2008 году один обучающийся в муниципальной общеобразовательной школе обошелся бюджету в 43 тысячи рублей, в том числе расходы республиканского бюджета составили 34 тысячи рублей, бюджетов муниципальных образований – 9 тысяч. Один учащийся в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья обошелся в 338 тысяч рублей и один воспитанник детского дома – в 358 тысяч. Средняя стоимость содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении в год составляет 52 тысячи рублей.
— Уже не первый год действует приоритетный национальный проект «Образование». Каковы здесь главные направления по расходам из бюджета?
 
— Это прежде всего выплата ежемесячного вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений республики за выполнение функций классного руководителя. На эти цели в бюджете на 2009 год запланировано 80 миллионов рублей. Если ранее республика направляла на выплату процентной надбавки за работу в районах, приравненных к Крайнему Северу, свои ресурсы, то с текущего года все расходы на себя по этим выплатам возьмет федеральный бюджет.
Второе направление – это поощрение лучших учителей. На эти цели запланировано за счет средств федерального бюджета 4,6 миллиона рублей, то есть 46 человек получат по 100 тысяч рублей. За счет средств бюджета республики на выплату премий «Учитель года» и «Лучший учитель» будет направлено 800 тысяч рублей.
 
На поддержку талантливой молодежи и специалистов на селе из республиканского бюджета ежемесячно выплачиваются стипендии республики 80 учащимся, студентам учреждений профессионального образования, достигшим особых успехов в учебно-исследовательской деятельности, научно-техническом творчестве, спортивных достижениях, социально-значимой и общественной деятельности. Выплачиваются единовременные денежные компенсации молодым учителям, проработавшим один учебный год в образовательных учреждениях республики, расположенных в сельской местности и рабочих поселках. Так, в 2008 году денежные компенсации в размере 20 тысяч рублей получили 63 молодых учителя.
 
Третье направление – стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В 2008 году завершена реализация мероприятий по данному направлению.
В рамках приоритетного национального проекта большое внимание также уделяется внедрению современных образовательных технологий. В текущем году доступ к ресурсам Интернет предоставлен 289 образовательным учреждениям республики, подключены к Сети все школы республики, детские дома, школы-интернаты и коррекционные учреждения, в том числе 127 – за счет средств бюджета республики.
В этом году планируется направить из республиканского бюджета 9,1 миллиона рублей для обеспечения школ республики услугами Интернет.
 
Новым направлением становится государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичного производства в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные программы.
 
Из федерального бюджета в декабре прошлого года Технологический лицей получил 20 миллионов рублей на внедрение инновационной образовательной программы. В качестве софинансирования из бюджета республики в 2009 году также планируется выделение финансовых средств.
Самым важным направлением национального проекта является комплексный проект модернизации образования. Карелия включена в число 10 регионов-победителей, участвующих в конкурсном отборе. Проект рассчитан на 2 года с ежегодным объемом ассигнований около 150 миллионов рублей. Из них половина средств – бюджет республики, вторая половина – федеральные средства.
 
Основными направлениями расходования средств по проекту являются введение новой системы оплаты труда работников общего образования, создание регионального Центра мониторинга и оценки качества образования, мероприятия по обновлению системы повышения квалификации работников общего образования, использование современных информационных технологий, а также развитие сети общеобразовательных учреждений, обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства.
— Какие затраты необходимы для проведения ЕГЭ? Есть ли реальная финансовая возможность обеспечить эти расходы?
 
— В связи с возложенным на республику федеральным законодательство полномочиями по обеспечению и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе в форме единого государственного экзамена, в республиканском бюджете предусмотрены средства в сумме 19,7 миллиона рублей на проведение ЕГЭ.
— Как реализуется проект «школьное молоко» в общей системе господдержки образования? Возникают ли проблемы?
— Проект реализуется второй год. На улучшение питания обучающихся 1 — 5 классов общеобразовательных учреждений в 2009 году планируется направить из бюджета республики бюджетам муниципальных образований 50,8 миллиона рублей. Новшеством этого года является то, что молоко стали получать и учащиеся 5-х классов. На совместных совещаниях специалисты Минздрава отмечали, что предварительные результаты проекта показали его положительное влияние на здоровье детей. Проблемы, конечно, есть, в основном они связаны с вопросами рационального, эффективного размещения заказов, в том числе на доставку молока, с организационными вопросами, но они постоянно в поле зрения и решаются.

ОТ РЕДАКЦИИ. Автор — консультант по работе со СМИ Министерства финансов Республики Карелия.