Реформы

Исключить нельзя добавить

От того, где в этой фразе поставят запятую чиновники от образования, зависит, прибавится ли в школах уроков физкультуры или они превратятся в факультатив, а профессии учителя физкультуры не станет вовсе.
Еще в 2002 году Минобразования России рекомендовало ввести третий, дополнительный, час физической культуры в 1 – 11-х классах за счет часов регионального компонента. Весной этого года рекомендации ввести третий урок физкультуры стали настойчивее. Министерство предложило еще новшество: ввести два дополнительных занятия физкультурой в рамках необязательной школьной программы. В ноябре, после заседания оргкомитета по проведению Года учителя в России, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сообщил о намерении вынести уроки физкультуры, труда и музыки за рамки учебного плана…
 
Некоторые петрозаводские школы ввели третий урок физкультуры за счет привлечения педагогов дополнительного образования. Дополнительные уроки проводятся, например, в школах № 11 и № 42. Большинство школ республики ресурсов для выполнения рекомендации не нашли.
 
Петрозаводские учителя физкультуры считают: школы не готовы к третьему уроку. Расписание придется составлять так, чтобы в зале встретились два класса одновременно. Да, один класс может уйти на улицу, если погода позволяет. А шестьдесят человек в зале – это не урок. Державинский лицей, например, спортивного зала не имеет вообще.
 
– Не все школы могут позволить себе третий урок, – считают учитель физкультуры Виктор Михайлович и его коллеги, – днем занятия в школьном спортзале расписаны под завязку, вечером проводятся тренировки по баскетболу и волейболу.
 
Наверное, единственная школа, в которой к появлению третьего урока физкультуры готовы, – петрозаводский лицей № 1. Более того, в начальной школе его уже ведет тренер по спортивному ориентированию ЦСДЮСШОР Петрозаводска Сергей Матвеев. В лицее имеются два удобных спортивных зала, тренажерный зал, современный бассейн.
 
Николай Листков, учитель физкультуры лицея № 1, руководитель Ассоциации учителей физической культуры Карелии, говорит:
 
– Я сторонник третьего урока физкультуры уже третий десяток лет. Он нужен прежде всего тем ребятам, которые учатся в гимназиях и лицеях, где большая учебная нагрузка. Физкультура – не спорт, это активный отдых, а не нагрузка.
 
Урок физкультуры стоит в расписании одновременно у трех 10-х и 11-х классов. Ученики сами выбирают форму занятий: бассейн, спортивные игры, аэробику, физическую подготовку.
 
В бассейн можно детям со второй и третьей группой здоровья. Девочки отправляются в малый зал танцевать и прыгать на степах, мальчишки чаще выбирают вечерние спортивные игры, кому-то из старшеклассников по душе традиционная физкультура.
 
Николай Листков, главный инициатор изменений в физкультурной жизни лицея, объясняет:
 
– Известно, что многие девчонки боятся мяча. Они лучше пойдут в бассейн или на аэробику.
 
Для зала аэробики пришлось объединять учебные кабинеты на первом этаже. Директор пошла навстречу учителям физкультуры, которые изо дня в день настойчиво ходили к ней с этим предложением.
 
Лицей № 1 – исключение из общего правила. Далеко не каждая петрозаводская школа может похвастаться такой спортивной базой. Николай Федорович это понимает:
 
– У некоторых школ даже своего спортзала нет. Учителей физкультуры не хватает, ведь молодые хотят сразу зарабатывать много.
 
На вопрос об исключении урока физкультуры из учебного плана отвечает:
 
– Все, что за рамками учебного процесса, – работа педагогов дополнительного образования. Будет ли в этом случае учителям физкультуры идти педагогический стаж, не уменьшится ли зарплата, пока неизвестно.
 
Екатерину Малыгину, заведующую отделением спортивной медицины Республиканского центра медицинской профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины, тревожит недостаточная двигательная активность школьников:
 
– У 41,6 процента учащихся уровень здоровья низкий и ниже среднего, растет количество заболеваний опорно-двигательного аппарата. Введением третьего урока физкультуры проблему не решить, но внедрять его необходимо.
 
Екатерина Малыгина предложила оздоровление детей с помощью физкультуры считать приоритетным. И рассказала о муниципальном эксперименте – классе реабилитации здоровья. Два раза в неделю в избранных школах проводился обычный урок физкультуры плюс два урока по авторской программе, и дважды в неделю ученики играли на свежем воздухе. В результате многие дети в конце года перешли в более высокую группу здоровья.
 
После выведения уроков физкультуры, музыки и труда за рамки учебного процесса они станут дополнительными, но обязательными для посещения. Вот так управленцы намерены снижать учебную нагрузку! К тому же как можно заставить ребенка посещать дополнительные занятия? А если у него в это же время уроки в музыкальной школе или в кружке? Вряд ли благотворно скажется на школьниках расписание, в котором будут стоять подряд математика, физика, химия, английский, литература и не станет физической и творческой нагрузки.
 
На сайте http://pedsovet.org, где зарегистрированы и карельские учителя, новая инициатива обсуждается очень бурно. Вот только некоторые высказывания.
 
Наталья Юрьевна, доцент: – Зачем вообще развивать ребенка физически и духовно? Лучше целый день зубрить английские слова, чтобы легче было в Америку свалить, и учить математические формулы. Физкультура, музыка, изобразительное искусство во внеурочное время! И по желанию! Только одно но: после уроков математики и английского в современной школе у детей возникает одно желание: поскорее убежать из школы домой!
 
Надежда Анатольевна, учитель физики: – Уроки музыки, ИЗО, физкультуры и труда у многих детей самые любимые. Кроме того, это возможность иметь в дневнике хоть немного положительных оценок, а это немаловажный психологический момент для ребенка, поддерживающий его общее настроение в школе.
 
Ольга Ситтиковна, учитель начальных классов: – В 90-х нам дали три часа физкультуры в неделю плюс два часа ритмики. Эти уроки в расписании стояли третьими. Два урока, разгрузка, еще два урока, прогулка, два часа продленки. Сколько мы успевали! Дети не уставали, не болели. Потом навели порядок, объяснили, что так нельзя. И все. Вспоминаю как сон. Я считаю, что нельзя убирать физкультуру, ИЗО, музыку из учебного плана.
 
Интересно, а что думают петрозаводские родители о третьем уроке физкультуры?
 
Сергей Михайлович, отец десятиклассницы: – Я за то, чтобы уроков физкультуры было больше. Правда, не везде есть достаточная материальная база. Но проводить физкультуру для детей вечером – абсурд! Вечером ребенок должен готовиться к урокам, читать книжки и заниматься любимыми делами.
 
Анастасия Валерьевна, мама семиклассника: – Я за зарядку по утрам на школьном дворе, танцы на переменах и за физкультуру сдвоенными уроками в начале или конце каждого учебного дня. А если у сына в школе будет выбор – бассейн, аэробика или спортивные игры – буду спокойна за его здоровье.

Впереди, похоже, новые эксперименты на учениках и учителях. Видимо, чиновникам не удается теоретически просчитать последствия реформ образования, им проще проверить их на практике, по возможности в масштабе всей страны. Не получится – попробуют что-нибудь другое.
 
«Лицей» № 12 2009