Реформы

Учёба в режиме он-лайн

Дистанционное образование завоевывает мир

Я хочу изучать испанский язык! Но живу в маленьком городе, преподавателей испанского нет. Поехать куда-то не могу –  работа, семья… Кто-то советует: «Попробуй через Интернет». А вдруг? Через поисковую систему ищу курсы испанского. Есть! С преподавателем, дистанционно.

Это только один пример. А если человек в силу болезни не может самостоятельно передвигаться, если он живет в глухомани, а если уже работает и хочет повысить квалификацию или  просто чему-то поучиться, но без сумасшедших затрат и в удобном режиме? Во всех этих случаях решить эти проблемы поможет система дистанционного обучения (ДО).

Что же это за система? Это обучение «на дистанции», то есть на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Таким образом, от традиционной очной формы обучения ДО отличается тем, что не нужно каждый день присутствовать на лекциях, контактировать с преподавателями вживую, учиться по жесткому расписанию. Но это и не заочное обучение, при котором большая часть материала осваивается самостоятельно: при дистанционном обучении вы работаете с преподавателем в режиме он-лайн.

История возникновения дистанционного образования имеет давние корни. Некоторые исследователи считают, что основателем этой формы образования был Ян Коменский, который 350 лет назад ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. В конце XIX века благодаря появлению регулярной почтовой связи возникло «корреспондентское» обучение, его можно считать прообразом дистанционного.

В Европе и США дистанционное образование начало развиваться особенно интенсивно в  70-х годах XX века, поскольку возникли новые технические возможности. Сегодня темпы роста ДО в странах Европы и США очень высоки,  затрагивают сферы как основного, так и дополнительного образования.

В России дистанционное обучение начало развиваться с 1988 года (советско-американский проект «Школьная электронная почта»). В 1997 году был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения. В нем участвовали 20 государственных и негосударственных вузов. Важным результатом эксперимента стало создание нормативно-правового обеспечения. Это дало возможность всем учреждениям образования работать на основе дистанционных образовательных технологий. В январе 2003 года, после подписания президентом РФ  закона об изменениях и дополнениях в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», дистанционные технологии  стали юридически признанными.

В российских вузах применяют три вида дистанционных технологий: кейс-технология, сетевая и телевизионно-спутниковая. В первом случае учащиеся получают учебные материалы на мультимедийных и печатных носителях. При сетевой технологии используются электронные учебники и компьютерные обучающие программы, а общение с преподавателями происходит через Интернет. Телевизионно-спутниковая технология осуществляется по спутниковым каналам связи, но это наиболее дорогостоящая система, поэтому используется редко.

Как у всего нового, у этой системы есть свои ярые сторонники и противники.
Противники ДО указывают на отсутствие «живого» контакта между преподавателем и обучаемыми, что влияет на качество обучения. Но современное высшее образование,  возражают им оппоненты, строится  на работе в аудитории, с большой группой студентов – то есть индивидуального подхода нет. Дистанционное обучение, напротив, подразумевает  индивидуальную работу с тьютором, который контактирует с каждым, проверяя работы, консультируя и общаясь в режиме он-лайн.

Противники уверяют, что качество знаний при ДО ниже, чем при очном обучении. Однако это качество во многом зависит от мотивации, а она у обучающихся  дистанционно очень велика: ведь человек делает выбор осознанно, стремясь получить в первую очередь знания, а не диплом. Кроме того, учась дистанционно, можно прослушать курс в самом престижном университете, пообщаться с профессорами, работающими в лучших вузах мира и России.

Для того чтобы учиться в режиме ДО, необходимо быть собранным и дисциплинированным человеком, но это скорее можно отнести к достоинствам, а не к недостаткам. Условия, в которых находятся сейчас студенты многих вузов, не выдерживают никакой критики. Как часто приходится слышать, что не хватает времени, ужасное расписание, негде поесть… Переутомление – бич очного современного образования.

Еще одна проблема ДО, о которой говорят, – возможность подлога, мол, заплатил кому-то и тебе выполнили твои работы, ты отослал и доволен. Но это больше относится к издержкам заочного обучения. При дистанционном обучении итоговую аттестацию в вузе ты проходишь лично. Работы проверяются в тестовом режиме и в определенное время, все чаще используются веб-камеры для общения с преподавателями.

Система дистанционного обучения МГУ организована четко и продуманно. Те, кому удалось пройти курс обучения английскому языку, рассказывают, что он выстроен интересно и качественно. Студент получает набор заданий с жесткими сроками их выполнения. У него  есть возможность постоянно контактировать с прикрепленном к нему тьютором. Тот  проверяет выполненные работы и присылает подробные комментарии. Все участники курса выполняют совместно задания на Интернет-форуме. Кроме того, предлагается общение в режиме он-лайн для отработки навыков разговорной речи. Итоговой экзамен с получением сертификата  можно сдать только очно в МГУ.

Как бы там ни было, процесс развития дистанционного обучения происходит интенсивно. В России есть  положительный опыт работы виртуальных школ для школьников. Однако сама система школьного образования не позволяет развиваться ДО столь эффективно, как в случае с получением высшего образования или профессиональной переподготовки, дополнительного образования: ведь по нашему законодательству дистанционное обучение проводится только на платной основе.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь».

Для всех оптимистов, кто проникся идеей ДО, можно предложить ряд полезных ссылок.

www.ido.ru – Институт ДО
www.miem.edu.ru – Центр ДО МИЭМ
www.eidos.techno.ru – Центр ДО «Эйдос»
www.istina.ru/r_educ.htm – Центр ДО «Истина»
www.elitarium.ru – Центр ДО «Элитариум»
http://www.interobuch.ru  – Сайт об имеющихся на сегодня возможностях дистанционного образования и интернет-обучения – от школьного экстерната до высшего образования и МВА
www.specialist.ru — Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана
 www.distance-learning.ru – информационный Портал, посвященный технологиям дистанционного и электронного обучения
 e-college.ru – Центр дистанционных образовательных технологий (ЦДОТ) МИЭМП- проект Московского института экономики, менеджмента и права, посвященный дистанционному обучению.
http://www.russia-gateway.ru/content/virt_univ.jsp – виртуальный университет на Российском портале образования
www.dstudy.ru – Портал о ДО
www.dtraining.ru – Дистанционное обучение. Тематический портал
www.it-study.ru – Центр ДО (компьютерные курсы обучения компьютерным специальностям)
www.ou-link.ru – Международный Институт менеджемента ЛИНК
www.distance.msu.ru – Школа ДО при МГУ
www.icde.org – Международный совет по ДО
www.magistr-mba.ru – Магистратура MBA, второе высшее, Интернет-образование, ДО
www.elw.ru – журнал о ДО
www.ceevu.org/front/ru – Центрально-восточно-европейский университет ЮНЕСКО
http://www.ehu.lt – Европейский гуманитарный университет
http://www.do.rosnou.ru – Институт дистанционного и заочного обучения Российского Нового Университета

"Лицей" № 2 2008