Главное, Образование, Реформы

Чрезвычайный вопрос

Фото Минобразования РКРеорганизация системы образования затронет, видимо, всю Карелию. В этом не оставила сомнений недавняя коллегия Минобразования республики, неброско названная  «Система мероприятий, направленных на повышение качества образования». Ясно, что обсуждение зарплат педагогов, которое  с накалом идет на нашем сайте, не единственная горячая тема на ближайшее время.

 

«Халявы не будет!»

– Коллегия посвящена чрезвычайному вопросу – итогам государственной итоговой аттестации девятиклассников, – заявил министр образования РК Александр Морозов во вступительном слове. – Прежде всего надо понять причины того, что получилось. Результаты были ожидаемы, с ГИА получилось то же, что и при введении ЕГЭ в 2002 году, когда 20 процентов  с экзаменами не справились. Дело не в сложности контрольно-измерительных материалов, а в недостаточной подготовке выпускников к экзаменам.

За два дня до коллегии, выступая на заседании Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Заксобрания РК по поводу все того же ГИА, Александр Морозов сказал буквально следующее: «Нежелание учиться – основная причина несдачи ГИА». И жестко добавил: «Принцип «кто на что учился» должен соблюдаться. Халявы не будет!». Министра поддержала депутат Галина Васильева, директор петрозаводского лицея №13: «Могу на 100 процентов согласиться, что основная причина двоек на экзаменах – нежелание учиться».

Министерство образования, как и обязано по закону, занялось судьбой всех детей, не сдавших экзамены за 9 класс в июне. Из 611 неудачников благополучно пересдали экзамены в сентябре 373, а вот  233 не сдали и с третьей попытки. Из них 143 пошли в учреждения профессионально-технического образования, где будут получать специальность и проходить дополнительную подготовку по математике и русскому языку, 46 обучаются дома, 24 пошли повторно в 9 класс.

В Заксобрании и на коллегии Александр Морозов  бросил камешек в огород родителей:

–  Нужно что-то делать с их представлениями, что дети должны обязательно  получить высшее образование.

 

Придётся затянуть пояса?

Основной доклад на коллегии сделала замминистра Татьяна Васильева. Вначале она познакомила с нерадостной статистикой результатов сдачи ЕГЭ и ГИА по республике. Падение почти по всем показателям: в сравнении с прошлым годом ненамного, но снизился общий средний балл ЕГЭ у 10% школ с лучшими показателями (в этом году – 64, 25), у 10% школ с худшими результатами  – 41,81. Самые низкие показатели отмечены в сегежском и петрозаводском муниципальных округах.

Когда речь зашла о так называемых кластерах успешности, о том, что в малокомплектных школах слишком низкие баллы ЕГЭ, а содержание одного ученика дорого обходится бюджету республики, стало тревожно: грядет реорганизация? Дело не в том, что ничего менять не надо, а в том, как это у нас проходит. Мы всё помним.

Татьяна Васильева подчеркнула: в нескольких районах (Сегежский, Суоярвский, Олонецкий, Медвежьегорский) средний балл ЕГЭ значительно ниже  в сельских школах, чем в городских. К примеру, в Сегежском районе средний «городской» балл – 51,4, «сельский» – 39.  Пугающие слова «оптимизация» и «закрытие» на коллегии не прозвучали, но «неэффективно» было сказано.

В Беломорском, Питкярантском и Пудожском муниципальных районах иная ситуация:  «сельский» средний балл ЕГЭ выше, чем «городской».  Решение проблемы в министерстве видят в том, чтобы рассмотреть вариант реорганизации городских школ в Беломорске, Питкяранте и Пудоже, создав единый образовательный комплекс со старшим звеном. То же, как мы недавно писали, будет в Петрозаводске.

Анализ результатов ЕГЭ привел к неожиданным выводам: успешнее сдают экзамены ученики тех педагогов, кто имеет высшую категорию и меньший стаж работы. Есть исключения, но тенденция именно такова. Насчет стажа неожиданно: обычно мы полагаем, что чем опытнее педагог, тем лучше он учит. Но по крайней мере к ЕГЭ успешнее готовят молодые.

Татьяна Васильева подчеркнула: зарплата будет повышаться только эффективно работающим учителям. Она представила план по повышению эффективности и качества образования. Он предусматривает экстренные меры по поддержке организаций  с недопустимо низкими результатами, введение муниципального механизма оценки эффективности организаций, их руководителей, педработников на основе показателей качества, повышение квалификации и уровней квалификации учителей, а также внедрение модели сетевых учителей и образовательных комплексов. Напомним, что  появление комплексов со старшим звеном на базе нескольких школ уже заявлено в Петрозаводске.

 

Вершина айсберга

Не прибавила оптимизма Ольга Костенко, директор республиканского центра оценки качества образования. По ее словам, мониторинг знаний учеников начальной и основной школы показывает, что в ближайшие годы результаты выпускных экзаменов будут еще хуже, чем сейчас. Данные есть на сайте центра. Всего два примера: у восьмиклассников 9 районов зафиксирован  низкий уровень математической подготовки, а 2% семиклассников не могут использовать понятие «проценты» в решении задач.

– Результаты ГИА этого года – вершина айсберга, истоки – в начальной школе, — резюмировала Ольга Костенко

На коллегии выступила замдиректора центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей Наталья Черкасова. В ситуации, когда неизбежно усиление давления на учеников в связи с ГИА и ЕГЭ, в республике в школах почти нет психологов, только на муниципальном уровне. Поэтому стоит задача, цитирую Наталью Черкасову, «психологизировать учителя». То есть еще одна обязанность ложится на  учителя! Помнится, норвежские учителя жалели наших, говорили, что они бы при такой нагрузке просто не выжили.

Татьяна Васильева в начале своего выступления сказала, что результаты ЕГЭ – не единственный показатель эффективности деятельности школ. Честно говоря, создалось впечатление, что на самом деле единственный, по крайней мере главный сегодня наряду с финансовыми затратами. Не исключено, что за разговорами о повышении качества образования стоит нехватка средств в бюджете — как республиканском, так и федеральном. Системе образования придется затягивать пояса.

Что стоит за предложенным на коллегии планом действий, мы с вами скоро увидим.

 Фото Минобразования РК

 

Материалы коллегии размещены на официальном сайте Министерства образования РК: http://minedu.karelia.pro/news/874