Реформы

Ирина Кувшинова: «Всё время надо быть готовым к изменениям»

{hsimage|Ирина Кувшинова 1 сентября в Специализированной школе искусств ||||} По традиции в начале учебного года «Лицей» публикует интервью с министром образования республики.
 
В этот раз мы решили предоставить право задать вопросы Ирине Борисовне Кувшиновой, недавно занявшей этот пост,  в первую очередь нашим читателям – учителям, родителям и всем желающим. Вопросы  присылали на наш сайт и по e-mail.

О нищете детских садов
Юлия: «Ирина Борисовна! Какие изменения к лучшему мы можем ожидать в дошкольном образовании в связи с обсуждением третьего проекта закона "Об образовании…"? Значение дошкольного воспитания, образования невозможно переоценить, однако нищета и убогость, в которых погрязли ДОУ, уже даже не удивляют — это в порядке вещей. Нет денег не то что на капитальные ремонты, но даже на самое необходимое. Про заработные платы стыдно заикаться. Когда уже воспитатели и все остальные работники ДОУ станут в глазах общества нормальными уважаемыми людьми? А не нищими, униженными и государством, и обществом? Родители берут на себя часть расходов на содержание ребенка в детском саду, так сказать, добровольно. Помогаем кто чем может. Но системной работы, заботы государства на этом поприще нет! Такое чувство, что государству глубоко безразличны проблемы дошкольного образования. А у местного самоуправления денег даже на крошечные зарплаты работникам не хватает. О чем тут говорить… Тоска зеленая… (г. Кондопога)»

Ирина Кувшинова: — В этом году выделено уже 92 миллиона на развитие дошкольного образования – никогда столько не выделялось. С 1 октября воспитатели детсадов будут получать ежемесячную доплату в размере 1 тысячи рублей с районным и северным коэффициентом. Надеюсь, что депутаты ЗС РК на сессии 29 сентября поддержат инициативу Главы РК А.В. Нелидова. В 2011 году получим еще 5 с половиной миллионов рублей из федерального бюджета на приобретение мебели, игрушек. Надеемся, что в следующем году программа поддержки дошкольного образования будет продолжена.

Недавно наши специалисты ездили в Калининград, где есть несколько автономных учреждений дошкольного образования. У нас такой практики нет, а статус автономного учреждения дает дополнительные возможности, причем для родителей содержание ребенка дороже не стало. Зато появилось больше программ развития, организованы занятия по программам предшкольной подготовки. Садики открыты по вечерам и выходным дням. Дети заняты, а у воспитателей увеличилась зарплата.

Много надежд мы возлагаем на новый закон "Об образовании», который скоро должны принять. Дошкольное образование впервые станет одним из уровней общего образования, и государство гарантирует всеобщее право на его получение. Родители сами будут решать, куда отдавать ребенка — в детский сад, семейную группу, негосударственное учреждение или будут его воспитывать самостоятельно. В законе определены права и социальные гарантии педагогических работников детских садов.


Не устраивает садик

Мария Голубева: «Наша семья считается многодетной. У нас трое деток. В этом году старшим ребятам (5 и 4 года) дали места в детском саду. Но я не хочу их отдавать именно в этот сад. О нем идет дурная слава. Как быть в этой ситуации? Нам пришлось несколько раз обращаться в комиссию по распределению мест. Путаница возникла с самого начала. Оказалось, что старшего ребенка сначала просто сняли с очереди, потом определили в детский сад в другом районе, а потом все же двоих детей определили в детский сад, но вот изначально он нас не устраивает по отзывам родителей. Я, конечно, понимаю, что детей в городе много, что мы не единственные многодетные. Но ощущение складывается такое, что система никогда не повернется к человеку лицом».

Ирина Кувшинова: — Один из самых сложных вопросов… Вообще обеспечение бесплатного дошкольного образования относится к компетенции муниципальных районов и городских округов.  Если не устраивает ситуация в детском саду, так ведь родители могут повлиять на нее, не надо замалчивать нарушения. Можно обратиться и в городское управление образования, и в министерство. Иначе ситуация никогда не изменится. Что касается обмена мест в детских садах, то можно обратиться к руководителям тех детских садов, которые вы выбрали, можно использовать средства массовой информации, публикующие такие объявления бесплатно.

 
По всем вопросам вы можете обратиться в Комиссию по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений Петрозаводского городского округа, которая работает  ежедневно с 9 до 17 часов (перерыв с 13 до 14) в каб. 426 городской администрации, а также  по телефонам: 71-34-32, 71-34-53.
 
Кто контролирует школьную нагрузку


Ольга Захарова:
«Моя дочь учится в третьем классе в петрозаводской школе. Задают очень много! Ирина Борисовна, кто-нибудь это контролирует? Ребенок сидит каждый день по три часа над уроками. 10 лет ей, а уже ссутулилась».

Ирина Кувшинова: — Школьная нагрузка – серьезная проблема. В 1 классе она 20 часов, домашние задания не рекомендуются. А во 2-4 классах дети заняты уроками и домашними заданиями 34 часа в неделю, в старших классах 50, что адекватно занятости  взрослого человека.

Выполнение санитарных правил в школе контролирует в республике Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия. Дома, к сожалению,  ситуация неконтролируемая. Одному нужно полчаса на домашнее задание, другому и двух часов мало.

Что касается осанки, то санитарные правила рекомендуют для начальных классов иметь два комплекта учебников: один для школы, другой для  домашних заданий.


Обучение дома

Тищенко Николай Владимирович: «Ирина Борисовна! В Тверской, Тульской, Липецкой областях нашли вполне разумный подход к дефициту мест в начальной современной  школе. Родители самостоятельно находят учителей, оборудуют учебное помещение на 5-7 детей. Однако на средства государства, которое гарантирует по Конституции бесплатное для семьи, по крайней мере начальное образование. В названных областях на каждого ребёнка государство выделяет примерно 20 000 рублей в месяц. На эти деньги у нас, в Петрозаводске, можно очень хорошо организовать такие мини-классы. Естественно, под контролем одной из школ — контрольные работы, иные формы проверочных работ. Что вы думаете по этому поводу?»

Ирина Кувшинова
: — Подобных мини-классов в Карелии нет. Это прототип частной школы. Для осуществления ее деятельности необходимо прохождение процедуры лицензирования. Согласно ст. 10 закона РФ «Об образовании» с учётом потребностей и возможностей личности образовательные  программы могут осваиваться в следующих формах: в образовательных учреждениях – в форме, очной, очно-заочной, заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

В 2011 году на домашнем обучении в республике 892 человека. Основание для получения образования в такой форме – медицинское заключение о необходимости домашней формы по состоянию здоровья. Все эти дети закреплены за школами.

Но в Карелии дефицита мест в начальной школе нет.

Ребенка не приняли в школу

О.К.: «Какие у директора школы могут быть законные основания, чтобы не взять в школу ребенка, если он живет рядом? У нас так и случилось».

Ирина Кувшинова: — Единственное законное основание – если в школе нет свободных мест. В проекте нового закона «Об образовании» есть норма, по которой преимущественное право зачисления будут иметь дети, живущие по соседству со школой. На мой взгляд, это правильно.

 
Обязательна ли продлёнка?

Филиппова Татьяна: «Здравствуйте, Ирина Борисовна! Мой сын пошёл в этом году в первый класс. Согласно новому закону об образовании, дети обязаны посещать группу продлённого дня, в которой они получают дополнительное образование. Но помимо этого он у меня занимается в музыкальной школе 2-й год и мечтает ходить в спортивную секцию. Во-первых, по времени это невозможно организовать, а во-вторых, в ближайшем будущем, я уверена в этом, он и сам не захочет никуда ходить. Я работаю в школе, на данный момент нахожусь в декретном отпуске, не понаслышке знаю о том, как устают дети. У меня вопрос: все ли дети обязаны посещать группу продлённого дня, либо только те, кто не записан в какие-либо кружки, секции и т. д.»

Ирина Кувшинова: —  Группу продленного дня ребенок посещать не обязан. И, кстати, новый закон об образовании еще не принят.

ЕГЭ ломает судьбу

Ирина: «Я знаю мальчика, очень талантливого. который уже в 11 классе поступил в один из художественных вузов Санкт-Петербурга. Но, увы, он не сдал ЕГЭ по математике и даже не получил аттестата. Неужели нет возможности как-то регулировать подобные ситуации?? Сломали ребенку судьбу!»

Ирина Кувшинова: — Сейчас ничего сделать нельзя. Сегодня есть два обязательных для получения аттестата экзамена – русский язык и математика. Пересдать их можно только через год. Но порядок и процедура проведения  ЕГЭ ежегодно обновляются, совершенствуются. Перед федеральными органами ставится вопрос о том, чтобы задания ЕГЭ по математике были не одинаковыми для всех, а разного уровня для общеобразовательных и математических классов.

Вакансии на селе


Екатерина
: «Ирина Борисовна! Начался новый учебный год, и на селе колоссальное количество вакансий! При этом очередной немалочисленный выпуск вышел из стен Педагогической академии. А ведь обучение педагогов, которые потом работают в магазинах, идёт за счёт государства. Может ли министерство образования создать рычаги для решения этой проблемы? Конечно, это может уменьшить количество желающих поступать и учиться в академии, но зато они гарантированно отработают в школе».

Ирина Кувшинова:
— Эта проблема будет обсуждаться на октябрьской коллегии министерства. Не могу сказать, что  на селе колоссальное количество вакансий. На 15 августа было 24 вакансии учителей иностранного языка – целая учебная группа. 22 вакансии учителей физики и математики. Неплохая ситуация с учителями истории, биологии, химии, русского языка и литературы.

Основные причины, по которым выпускники Карельской государственной педагогической академии не едут работать на село, — отсутствие полной педагогической нагрузки и жилья. В учебном году вакансии закрываются благодаря студентам педакадемии и педколледжа, которые приезжают на практику,  и увеличению педагогической нагрузки работающих учителей.

КГПА — федеральное образовательное учреждение. Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодно сокращает контрольные цифры приема в академию.
В Карелии с 2001 года молодым специалистам, направленным в сельские школы, выплачивается единовременная компенсация.  Эта мера позволила за 10 лет привлечь в сельские школы свыше 500 человек. В 2011 году компенсацию получат 60 молодых учителей из  различных  районов республики.  

Будут ли закрывать сельские школы?


Владимир Малегин, руководитель общественной организации «Карельское образование»:
«Много езжу по сельским школам республики, вижу, как много хороших школ, какие замечательные учителя там работают. Часто кроме них никто воспитанием детей не занимается. Меня волнует, что школы на селе закрываются, этого нельзя делать! Планирует ли министерство продолжать закрывать сельские школы?»

Ирина Кувшинова: —  Программы по закрытию сельских школ у министерства нет. Недавно вот жители поселков Импилахти, Мегрега приняли решение школы сохранить. А в том, чтобы реорганизовывать юридические лица – когда школа становится филиалом более крупной, ничего плохого не вижу, для детей ничего не меняется, они по-прежнему учатся в своей школе. Другое дело, когда детей в селе не остается.

В Калининградской области приняли решение закрыть школы численностью меньше 100 учеников. Так у них ведь автобаны! Я против того, чтобы возить детей на автобусе на расстояние свыше 50 километров по дорогам пятой категории, которых у нас больше всего. Может быть, лучше посадить на автомобиль учителя? В Кемском районе есть школа с тремя учениками, при этом она самостоятельное юридическое лицо. Но ничего не поделаешь: расстояние до другой школы более 100 километров.

В новый закон об образовании мы предложили включить норму, по которой на селе обязательно должны быть детский сад и школа, если там не менее 40 детей.

Готовы ли школы к новшествам?


Людмила Георгиевна
: «Ирина Борисовна, как вы оцениваете реальную готовность образовательных учреждений Карелии к проводимым реформам, стандартам и другим новшествам?»

Ирина Кувшинова
: — В республике 232 школы, 5,5 тысяч педагогов, все они разные. Сказать, что на 100 процентов готовы, нельзя.

С чем мы столкнулись сейчас, увеличив фонды оплаты труда учителям с 1 сентября?  Во время трехдневной видеоконференции я увидела, что не все руководители понимают смысл модернизации образования. В школах уже должны быть приняты положения о стимулировании, заключены дополнительные соглашения с работниками. Всем приходится объяснять пошагово, что нужно делать! А ведь уже в октябре учителя должны получить увеличенную зарплату. Ничего изобретать не надо, алгоритм был прописан еще два года назад, когда вводили новую систему оплаты труда. Институт повышения квалификации будет учитывать эти пробелы в квалификации директоров школ при курсовой подготовке. Есть идея организовать постоянно действующий семинар для начинающих руководителей школ. Надеюсь, что первое занятие пройдет уже в октябре. Основными преподавателями станут руководители успешных школ республики. Требуется и обновление учебно-материальной базы школ. В рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования часть проблем мы решим уже в 2011 году.

Надо все время быть готовым к изменениям, не будет такого момента, когда бы система не требовала изменений.

О бумаготворчестве

Олег, учитель: "Всем известно, что образование сегодня утонуло в бумаготворчестве и сейчас важно не столько качество работы, сколько умение правильно составить бумаги, отчеты. ("Гладко было на бумаге, но забыли про овраги"). Какими, по вашему мнению, должны быть истинные критерии оценивания работы школ, учителей?»

Ирина Кувшинова:
—  Сейчас министерство готовит техническое задание для создания программы системного мониторинга по всем аспектам деятельности образовательных учреждений республики. Надеемся, что она появится к концу года. Появится единая база данных по каждому  образовательному учреждению, в нее будут внесены сведения о материально-техническом состоянии, оплате труда, качеству знаний, аттестации – всем данным, которые требуются для отчетности. В каждой школе оператор будет вносить данные в базу, периодически обновлять их. Естественно, не все данные будут открыты. Подобной  программы нет в других регионах. Очень надеемся, что с ее появлением бумажный вал пойдет на спад.

Неравный старт


Татьяна Николаевна:
«Большинство школ Карелии не отвечает современным требованиям, средств на дорогостоящие ремонты государство не выделяет, более старые школы оказались в неравных условиях с более молодыми. Каков выход из этой ситуации?»

Ирина Кувшинова: —  По программе модернизации материальная база школ к 1 ноября этого года существенно обновится, но это выделено 111,6 млн рублей.

В канун 1 сентября было выдвинуто много претензий к школам по обеспечению безопасности. Но безопасность следует понимать шире: это не только ограждение территории и видеонаблюдение, но и, к примеру,  тепловой режим в школе,  организация питания. Мы начали подготовку программ обеспечения системы комплексной безопасности образовательных учреждений на 2012 – 2016 годы.

Мы планируем в следующем году в рамках проекта модернизации заменить школьные окна. Карелия участвует в различных федеральных программах, только в 2011 году мы выиграли три из пяти объявленных конкурсов программ. Когда выделяются федеральные деньги, к ним добавляются республиканские – средства на софинансирование программ в бюджете заложены.

Уволили директора


Наталья Красавцева
: «Моя внучка Марина с первого класса учится в петрозаводской школе №8 (бывшая №4) на Зареке. Определились мы туда по месту жительства, хотя знакомые советовали отдать ребенка в любую другую школу исключительно из-за контингента. Что и говорить, в этой школе учится немало ребят из неблагополучных семей, в основном из таких, где родители увлекаются спиртным. Сейчас внучка уже в 7-м классе. И вот, несмотря ни на что, все эти годы прошли довольно спокойно. Хотя действительно и учителям, и директору иной раз хотелось посочувствовать. Однако за эти годы никаких особых нарушений в школе не было, не "прославилась" она ни громкими скандалами, ни распрями среди учительского состава. Мало того, когда нашу и восьмую школу объединили, преподаватели обеих школ приняли Сергея Павловича Соколова, директора 4-й, во всяком случае так говорят сами учителя. И вот неожиданный сюрприз к 1 сентября — директор снят с занимаемой должности. Что могу сказать о нем? За все эти годы мы разговаривали с ним один-два раза, но я знаю, что его любили все, кто работает в школе, а главное дети. Ребенок мог обратиться к директору с любым вопросом — и по учебе, и по взаимоотношениям в семье и коллективе. И всегда он каждого выслушает, поможет советом. Наверное, были у него и недостатки, но лучшие его качества с лихвой перекрывают какие-то недочеты. Всегда вежливый, обходительный и внимательный, он представлялся мне настоящим педагогом. Да и то, что мужчина руководит коллективом, тоже совсем неплохо было, ведь в школах у нас работают преимущественно женщины. Хотелось бы узнать у вышестоящих органов, за что уволен всеми уважаемый педагог, которому, кстати, осталось до пенсии доработать всего один год? Уж не говоря о профессиональной корректности, должны же быть просто человеческие качества у руководства! На каких примерах мы воспитываем молодежь, которая открыто возмущается произошедшими переменами в школе».

Ирина Кувшинова:  — С Соколовым Сергеем Павловичем был заключён срочный трудовой договор, 31 августа он расторгнут, о чем его, как нас проинформировало городское управление образования,  предупредили заранее. Учителя школы обращались к нам через депутатов Законодательного собрания. Я их мотивацию не понимаю: они говорили, что без него не могут вести уроки, потому что нет дисциплины. Из этого можно сделать вывод, что в школе отсутствовала элементарная дисциплина.

Сергею Павловичу мы предложили новое место работы.

Будущее школы искусств

Вопрос от интернет-журнала «Лицей». — За последнее время мы много писали о школе искусств. Всё разрешилось лучшим образом: и школу сохранили, и она получила повышенный статус – республиканский. Теперь это Специализированная школа искусств. Но нерешенных вопросов там еще хватает. Что будет дальше?

Ирина Кувшинова: —  Хотелось бы, чтобы сама школа написала программу развития. Мы готовы помочь, но не навязывать сверху. Сейчас подходят к завершению организационные вопросы реорганизации, на первый план выходят проблемы содержательной деятельности. Школе надо презентовать свои новые возможности для директоров музыкальных и художественных школ республики, предложить формы поддержки талантливых детей, описать процедуру поиска таких детей и уже начинать действовать.

О 9-й школе имени И.С. Фрадкова


Елена Алатало Акимова, выпускница 9-й  школы 1967 года
: «Я училась в классе программиста с практикой на вычислительном центре университета, у нас были классы токарей с работой на ОТЗ, полиграфисты — в типографии, где ребята чувствовали себя частичкой большого коллектива. Трое ездили на всесоюзные олимпиады. В нашем классе три девочки играли в волейбол за университетскую команду, были в школе лыжи, парашют, фехтование, бокс, баскетбол. И.С. Фрадков, похоже, набирал в наш класс математиков-спортсменов. Учиться было интересно! Нас очень беспокоит судьба школы, сегодняшнее ее состояние, перспективы развития, ведь во времена Фрадкова это была одна из лучших школ страны. Есть ли какие-то конструктивные решения по возрождению школы и сохранению педагогического наследия И.С. Фрадкова?»

Ирина Кувшинова:
— Сегодня мы можем констатировать, что в 9-й школе утрачены традиции педагога, чье имя она носит. Программу развития, учитывающую традиции и идеи Исаака Самойловича Фрадкова, предложить должна сама школа, навязать ее мы не можем. Насколько мне известно, у городского управления образования нет предложений по дальнейшей судьбе 9-й школы.

Гонимые ученики 45-й школы

Светлана Станиславовна: «Ирина Борисовна! Почему в лицее №1 в этом учебном году не открыт 10-й общеобразовательный класс для учащихся 45-й школы? Из двух бывших 9-х классов в профильные классы лицея было принято примерно 5 учеников. В течение года, летом и сейчас наблюдается переход из лицея №1 детей бывшей 45-й школы в другие школы. Почему уходят дети даже из своих общеобразовательных классов?
Есть ли государственная возможность у министерства в дальнейшем проявить заботу о бывших учениках 45-й школы в виде контроля за соблюдением их прав на обучение?»


Ирина Кувшинова
: —  Этот вопрос я передаю в Управление по надзору и контролю в сфере образования.

О судьбе спецшколы №  8


Вопрос от интернет-журнала «Лицей»
. — Должна была также поменять статус школа-интернат № 47, намечались изменения в спецшколе № 8 для детей с девиантным поведением, но информации о  переменах нет.

Ирина Кувшинова
: —  5 сентября руководство Петрозаводска сообщило нам, что отказывается передавать в госсобственность школу-интернат № 47, она остается муниципальной.

Продолжаем ремонт в спецшколе № 8. Кардинальных изменений не произошло. Требует изменения система и воспитания, и направления в школу. Сейчас там 17 воспитанников, затраты при этом 20 миллионов в год. Существует практика, когда суды направляют в спецшколу №8 подростка, совершившего большое количество противоправных действий, от 4 до 20 отказных материалов. Считаю, чтобы у таких детей окончательно не сформировалось противоправное поведение, необходимо решать вопрос о направлении в спецшколу раньше и на более короткий срок. Пусть три месяца поживет вне дома, в закрытой школе, сделает выводы. Если же не изменится практика вынесения решений судами, будем решать вопрос о дальнейшей работе спецшколы.

О сочинении

ИЛ: «В Контакте выложены темы сочинений в дореволюционной России. Как они вам нравятся? Темы для сочинений, предлагавшиеся гимназистам в начале XX века. Уже уютно просто вслушаться, и думаешь: какими воспитывали детей… Сколько всего было в этом воспитании.

* Замирание нашего сада осенью.
* Река в лунную ночь.
* Встреча войска, возвратившегося из похода.
* Лес в лучшую свою пору.
* Дедушкин садик. (для детей 12-13 лет)

Для младших классов:
* О том, что видела птичка в дальних землях.
* История постройки дома и разведения при нем сада…
* Великаны и пигмеи лесного царства.

Для старших гимназистов:
* Слово как источник счастья.
* Почему жизнь сравнивают с путешествием?
* Родина и чужая сторона.
* О скоротечности жизни.
* Какие предметы составляют богатство России и почему?
* О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
* О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
* О проявлении нравственного начала в истории.
* На чем основывается духовная связь между предками и потомством?»

Ирина Кувшинова: — Мне очень нравятся темы этих сочинений. Хотя тема «Дедушкин садик» нынешним детям, наверное, непонятна. Впрочем, и сейчас темы не хуже. Сочинение не должно быть только трафаретной проверкой знаний учащихся, иначе не остаётся места для изложения своих переживаний, суждений. Сочинения важны в  воспитании ребенка, потому что при изложении своих мыслей он учится думать. Так определяли роль школьного сочинения учителя словесности прошлого,  это же требуется и сегодня.


Педагоги второго сорта

Александр Селюцкий, мастер ТРИЗ: «1. Чем объяснить, что группы по ТРИЗУ в центре "Ровесник" закрыты? 2. Почему все педагоги дополнительного образования оказались педагогами второго сорта с соответствующими зарплатами?»

Ирина Кувшинова: —  В центре «Ровесник» с 2009 года не могут набрать группу по ТРИЗу. Говорить, что группы закрыты целенаправленно, нельзя.

Сейчас повышаются зарплаты учителям, получат надбавки воспитатели детских садов. Будем верить, что следующим шагом станет повышение заработной платы и педагогам дополнительного образования, и работникам профессионального образования.

Не оплачивают проезд к месту отдыха


Кудрявцева, Котова
: «В Петрозаводске не выполняется закон о Северах по оплате проезда учителей к месту отдыха. Авиабилеты оплачивают только на 27%. То есть билет до Сочи стоит 7 тысяч, оплачивают 3 тысячи. Законно ли это?»

Ирина Кувшинова: —  Согласно статье 325 Трудового кодекса размер, порядок и сроки оплаты устанавливают органы местного самоуправления. Они имеют право  на неполное возмещение расходов.

Жилье для учителя


Михаил
: «В школе Петрозаводска у меня была замечательная учительница истории. Она не только отлично преподавала свой предмет, но  к ней мог подойти любой школьник и спросить совета, просто поговорить. Она реально занимается детьми не только после уроков, когда уже "по плану" не должна, но и во время каникул! В общем, замечательный и настоящий педагог. И вот она живёт на птичьих правах в деревянном доме, откуда могут выселить в любой момент. На квартплату денег еле-еле набирается. Она вынуждена подрабатывать на всяких других работах, лишь бы прожить вместе с ребенком. Для меня такая ситуация — свидетельство не только позора российской власти, но и повод задуматься в необходимости министерских клерков с зарплатой от 20 тыс.рублей. Ирина Борисовна, меня не интересует стандартный чиновничий ответ в духе: "Да ужасно, но закон такой" или даже "Мы будем разбираться" — это пустая отмазка, которая уже всем надоела. Меня интересует ответ на два вопроса: 1) Признаете ли вы описываемое положение учителя нормальным и не вызывающим тревогу? 2) Если нет, то в какой срок вы готовы предоставить этой учительнице квартиру и что именно для этого сделать? Надеюсь на конкретный результат и желание решать проблему системно».

Ирина Кувшинова
: —  Обеспечение учителей жильем, конечно же,  вызывает тревогу. Только что у меня состоялся разговор с министром строительства о реализации двух проектов – «Ипотека для учителя» и «Учительский дом». Он поддерживает их, межведомственная рабочая группа соберется уже 28 сентября. Будем искать возможные механизмы их реализации. Варианты, как удешевить строительство учительского дома, есть. Самое дорогое – это земля. Если под дом для учителей государство ее выделит, это существенно удешевит строительство. Проблему жилья по-разному можно решать.

Раньше была хорошая практика — строить рядом со школой дом для учителей. Когда после окончания вуза я приехала с мужем и двухмесячной дочкой в Ялгубу, нам предложили на выбор двух- или трехкомнатную квартиру. Мы выбрали двухкомнатную. И были счастливы: свое жилье, работа, озеро красивое…

Что касается конкретной ситуации, то я беру ее  на заметку. (Редакция сообщила министру имя учительницы. – Н.М. )


Забывают старых учителей

И.Л.: «Меня волнует судьба учительницы Елены Алексеевны Николаевой и других, подобных ей. Живет одна, одинока, больна, но держится. В свои 80 изучает французский язык. Мне интересно, есть ли в министерстве образования списки учителей-пенсионеров. И поздравляют ли их, хотя бы раз в год в день учителя с праздником? Не деньгами, хотя бы открыткой. А лучше бы букетом цветов… и денежкой».

Ирина Кувшинова: —  Вопрос для меня удивителен. Когда я работала в школе, потом в училище, мы свято чтили ветеранов. Традиция приглашать их в учреждение, и не один раз в год, — обычное дело. Любой руководитель должен иметь под рукой список ветеранов педагогического труда своего учреждения. Если директора забывают о них, мы подскажем.

В Министерстве образования Карелии есть база данных по ветеранам, которые работали в подведомственных министерству учреждениях.

 
Фото Андрея Раева, пресс-служба Правительства РК