Реформы

Основы, или Галопом по культурам?

{hsimage|В Министерстве образования звучали сложные вопросы||||}В одном из районов Карелии 50 процентов детей выбрали «Основы светской этики» в качестве нового предмета в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», 30 процентов – «Основы православия». Есть те, кто не выбрал ничего, в некоторых районах таких до 50 процентов.
 
Это лишь предварительные результаты анкетирования школьников в районах Карелии. Введение нового школьного курса в Карелии обсудили представители религиозных сообществ за круглым столом Министерства образования РК.
 
{hsimage|Для обсуждения нового школьного курса собрались представители почти всех религиозных сообществ Карелии |right|||} Несмотря на то, что приказ о введении уже подписан, курс по-прежнему вызывает много сомнений и вопросов. Как преподавать шесть направлений в малокомплектных школах? Можно ли дать качественные знания об исламской, буддистской, иудейской культуре за 34 урока? Кто будет учить учителей?

 
Собравшиеся представители мусульманской, иудейской, католической, протестантской, православной и других культур, представленных в Карелии, были совершенно спокойны, и внешне, и выступая. Закон уже принят. Курс будет введен в четвертых классах карельских школ уже в начале апреля. Последние уроки «Основ» пройдут до ноябрьского дня народного единства. 
 
{hsimage|Виктора Заровняева, как и других, волнует качество подготовки учителей нового курса||||}В течение З4 часов дети будут изучать один из шести предложенных на выбор модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».  
 
Преподавать новый предмет будут учителя литературы, истории или начальных классов. Выбранных учителей в регионах будут обучать тьюторы, для которых 24 октября в Москве начались курсы. В Карелии это работник института повышения квалификации работников образования Светлана Пахомова.  
 
Директор института повышения квалификации Людмила Ковру подчеркнула, что выбор  больше делают родители, а не школьники. И подняла одну из важнейших проблем инновации: как организовать учебный процесс, включив в него шесть новых предметов, если в школе всего один четвертый класс:
 
{hsimage|Дмитрий Цвибель изучает учебник "Основы иудейской культуры", изданный в Москве|right|||}- Если в Ламбасручье 10 учеников 4 класса, одновременно направить туда 6 учителей невозможно, будут другие формы. Вот я сама до конца еще не представляю технологию преподавания шести модулей в маленькой школе.  
 
Министр образования Ирина Кувшинова объяснила: если в малокомплектной школе один или два ребенка выберут свой, отличный от выбора других, модуль, для них все равно будет организовано обучение. Возможно, дистанционное. В городе возможно объединение детей по округам. 
 
Заместитель имама Карелии Сергей Александрович Дятко сомневается в способности учителей преподавать основы религиозной культуры: 
 
— Никто лучше, чем мы не знает основы нашей религии, даже учителя. Многие вещи, которые преподносятся в университете, например, не соответствуют действительности. Я посмотрел программу: темы очень глубокие и не терпят поверхностных знаний. Например мусульманская семья – это уже далеко не основы, это нельзя объяснить одним предложением. Тема хорошая, но нереально маленькое количество часов. 
 
Вопрос о возможности участия в образовательном процессе задал и Виктор Заровняев, заместитель директора Духовно-просветительского православного центра во имя Александра Свирского. 
 
Ирина Кувшинова ответила, что, несмотря на то, что введение курса в школы уже никакому обсуждению не подлежит, представители религиозных сообществ могут поучаствовать в процессе подготовки учителей.  
 
Людмила Ковру добавила:
 
— Каждый педагог будет подготовлен в рамках варианта. Могут быть инвариантные модули. Привлекаться могут все представители духовенств, и без вас мы не справимся, но вы не можете преподавать в школе.  
 
Обсуждался вопрос о дополнительном, более глубоком изучении предложенных предметов. Ирина Кувшинова пояснила, что образовательное учреждение само формирует свою программу дополнительного образования: 
 
— Все возможно. Это может быть и дополнительная программа, и экскурсии. Мы предлагаем вам активизировать работу среди прихожан. От того, как активно вы поработаете с родителями, будет зависеть их выбор.  
 
Сложный, но предсказуемый, вопрос задала Марьям Ковалёва, ответственная за работу с женщинами и детьми Духовного управления мусульман Карелии: 
 
— Не станет ли предметом раздора разделение детей на группы, не будут ли подвергаться насмешкам те, кто в меньшинстве? 
 
Министр образования ответила, что помочь предотвратить это должна совместная защита минипроектов в группах в конце обучения:
 
— Результат деятельности будут представлять все вместе. 33 и 34 урок будут направлены на объединение. Но многое будет зависеть и от учителя.  
 
Представитель протестантской церкви поднял еще один важный вопрос:
 
— Я много езжу по Карелии и знаком с учителями начальных классов. Они в большинстве будут преподавать новый курс. Некоторые из них разведены, имеют детей от разных мужей… Как они будут преподавать, не вызовет ли это отвращения к новому предмету?  
 
— При выборе тех людей, которым будет доверена реализация этого курса, мы попросим обратить внимание и на эту сторону вопроса, — пообещала министр образования. 
 
Представители католической, лютеранской, иудейской церквей высказывали опасения, что если учитель не мотивирован преподавать основы выбранной ребенком культуры, он не сможет сделать это хорошо, или, сам того не подозревая, будет склонять ученика к своей вере.  
 
Доцент кафедры педагогики КГПА Наталья Ильина напомнила, что в нашем государстве школа отделена от церкви и аккуратно попросила не сбивать понятия:
 
— Это не курс религиозного воспитания, учителя будут рассказывать, как богат и разнообразен наш мир.  
 
Ирина Кувшинова не скрывала еще несколько сложностей, возникших перед введением нового курса в школы: еще не принято решение, будет это федеральный или региональный компонент и не предоставлены учебники к модулям. Если этого так и не произойдет, Карелия будет издавать свое пособие. Возможно, объединяющее все шесть модулей.  
 
Заместитель имама Карелии Сергей Дятко предложил создать рабочую группу с участием всех представителей религиозных организаций, чтобы конкретно указать преподавателям, на что обратить внимание. В ближайшее время состоится ее первое заседание. 
 
Фото автора