Реформы

Учительство ждут перемены

 
{hsimage|В сельской школе. Фото Ирины Ларионовой ||||} Далекая от оптимизма оценка уровня образования в Карелии дана на октябрьской коллегии Министерства образования республики.
 
Средний балл ЕГЭ по математике в Карелии ниже общероссийского, а по русскому языку  лишь немногим выше. До 60% выпускников сельских школ не осваивают госстандарт по химии, физике, биологии, истории, английскому языку
Вслед за повышением зарплаты учителям неизбежно встал вопрос о повышении их профессионального уровня. О формировании системы непрерывного педагогического образования в Карелии  шла речь на октябрьской  коллегии Министерства образования РК, которая прошла в ИПК.
В своем выступлении министр Ирина Кувшинова сделала акцент на формировании конкретных предложений системного характера. Подготовка и переподготовка учительских кадров не отвечает задачам модернизации всей системы образования, сказала она. Министр выделила несколько  ключевых проблем.

Первая проблема. Педагогические кадры не готовы к развитию новых навыков,  способностей и компетентностей своих учеников.

— В России стандарты подготовки педагогов носят негибкий и консервативный характер и не предусматривают достаточного объема практических занятий в реальном учебном процессе по сравнению со многими другими странами, — сказала Ирина Кувшинова. —  Не случайно наиболее распространенным среди учителей объяснением проблем конкретных учащихся является «недостаток способностей ученика», а не слабость методов обучения.
Вторая проблема — связь результата обучения и уровня профессионализма учителя.   
 
{hsimage|На коллегии. Фото Минобразования РК ||||} Статистика тревожная. Если по русскому языку средний балл ЕГЭ по Карели превышает общероссийский (хотя всего на 0,1), то по математике он существенно ниже: 46,1 в Карелии против 47,5 в России. Столь нерадостную картину эксперты объясняют недостаточным уровнем подготовки наших учителей: качество системы образования не может  быть выше качества работающих в ней учителей.
 
Из других предметов наиболее низкие результаты у выпускников по физике и истории. До 60% выпускников сельских школ не осваивают федеральный  компонент государственного образовательного стандарта по химии, физике, биологии, истории, английскому языку.
Главная причина, по оценке министра, кроется в том, что каждый пятый педагог республики не прошел планового повышения квалификации, причем в Кемском районе этот процент почти в 2 раза выше – 38%.  А в Муезерском районе ситуация названа критической: почти 2/3 педагогических и руководящих работников на протяжении  последних  трех лет не повышали свою квалификацию, в Лоухском и Медвежьегорском районах – 25%.
— Если соотнести данную информацию с результатами ЕГЭ, — сказала Ирина Кувшинова, — то по рейтингу среднего тестового балла основных предметов муниципальных систем образования Муезерский район занимает 17 место из 18, Лоухский – 16, Кемский – 15 и Медвежьегорский – 11 место.
Новую модель профессионального педагогического образования предложено построить на следующих принципах: опережающем характере педагогических знаний, технологий и методик, непрерывности, практикоориентированном характере обучения, повышения квалификации, стажировки и аттестации будущих и действующих педагогов и ориентации на результат.
В новой системе непрерывного педагогического образования предусмотрен переход на кредитно-модульный принцип, что означает для учителя возможность выбора места, где он хочет повысить квалификацию —  и это необязательно Карелия. Предусмотрена педагогическая интернатура, за которую на недавних Фрадковских чтениях выступили молодые учителя. Обсуждается также открытие магистратуры по подготовке менеджеров образования.
Обо всем в заметке невозможно рассказать, но очевидно одно: предлагаемые в  непрерывном педагогическом образовании изменения носят революционный характер.
Ректор Карельской государственной педакадемии Сергей Гриппа поддержал резюмирующую часть выступления министра, но призвал продолжить исследование системы непрерывного образования. Ректор ИПК Людмила Ковру привела такой факт: в Карелии создано уже 90 педагогических сетевых сообществ.
{hsimage|Мария Миккоева. Фото Натальи Мешковой ||||} Директор сегежской школы №6  Мария Миккоева в своем эмоциональном выступлении призналась, что больше всего ее беспокоят молодые учителя, высшее образование у них, по ее мнению, условное. Больше всего им не хватает знания  методики, возрастной психологии, опыта работы с особыми детьми. Она считает , что первый год работы в школе может быть только стажировочным.
Обсудить столь важную тему как непрерывное педагогическое образование всесторонне не получилось из-за дефицита времени. Член коллегии Наталья Рузанова предложила учесть это и предлагать к рассмотрению на коллегии меньше вопросов. По моему субъективному впечатлению, для членов коллегии и приглашенных неожиданным оказался уровень откровенности, с которой Ирина Кувшинова говорила о проблемах  качества карельского образования и подготовки учителей.
Материалы к коллегии здесь