Главное, Образование, Реформы

Ребёнка из школы уже выплеснули, а скоро выплеснут и учителя

Нина Залысина

В Петрозаводске провели общественно-педагогический форум «Почему в XXI веке школа не стала новой?»

Тему обсуждали учителя и управленцы, представители институтов педагогики и психологии, иностранных языков Петрозаводского государственного университета. Инициатором выступила региональная общественная организация (ассоциация) «Учитель Республики Карелия».

С  первых минут форума его участники пытались выяснить, почему же современную школу сегодня нельзя назвать новой. Татьяна Васильева, заместитель министра образования Карелии, в прошлом учитель истории и обществознания Университетского лицея, уверена: в нынешнем положении современной школы не все столь однозначно. В феврале 2016 года Минобрнауки РФ, а следом и региональные ведомства подведут итоги программы «Наша новая школа». В рамках этого долгосрочного проекта во все учебные заведения страны пришло немалое финансирование.

 Моей болью было то, что средства использовались не на оснащение школ техникой, а на программу «Школьное окно», то есть на установку новых пластиковых окошек в сельских и городских учебных заведениях. В рамках программы это было законно, но остается только сожалеть, что эти средства потратили не совсем на то. Теперь директорам школ стоит подумать, как идти в ногу со временем,  сказала Татьяна Васильева.

Замминистра обращалась к особой аудитории  собрались учителя, которые как раз идут в ногу со временем, которые готовы и уроки открытые давать, и на семинары выезжать не только в республиканскую столицу, но и в небольшие сельские школы. Таких поездок в прошлом учебном году у членов организации  «Учитель Республики Карелия»  было несколько: в поселки Ильинский Олонецкого района и Ляскеля Питкярантского района Причем, поездки учителя оплачивали из собственного кармана. Кстати, Татьяна Васильева предупредила, что на ближайший год на повышение зарплат надеяться не приходится.

 У нас стоит задача удержать на прежнем уровне доходы педагогов. О росте зарплаты в нынешней ситуации речи нет,  проинформировала замминистра, добавив, что в целом по республике средняя зарплата стала меньше на две тысячи рублей.

После официальной части учителя отправились к детям. В этот день педагоги школы №3 вместе с коллегами из Кондопоги, Сегежи, Рауталахти, Олонца, Надвоиц, Рабочеостровска и Беломорска учили детей математике, русскому, химии, географии и литературе.

 Такой форум проходит в школе уже второй раз. Это наше ноу-хау. Мы его никому не отдадим, — сказала на открытии Елена Михеева, директор школы №3 Петрозаводска.

Уроки с использованием самых передовых технологий порадовали не только ребят, но и учителей-зрителей, в том числе студентов, на занятих их иногда было больше, чем самих школьников.

 В нынешней школе, конечно, заметен прогресс. Особенно, если сравнивать с 70-80 годами прошлого века. Считаю, что из нашего прошлого мы должны взять самое лучшее и идти в ногу со временем. Нынешний состав директоров школ имеет научные степени и связи с академическим сообществом. Содружество академической науки и практики просто необходимо. Сегодня в работе форума участвуют и студенты Института педагогики и психологии ПетрГУ  они хотят учиться у учителей ассоциации, — отметил Сергей Гриппа, проректор по педагогическому образованию ПетрГУ.

… Уже вечером участники форума отправились в Национальную библиотеку Карелии, где их ждала экскурсия по основным экспозициям и общение с сотрудниками.

 В этот раз мы не ограничились открытыми уроками, а постарались разнообразить нашу встречу знакомством с теми ресурсными центрами, которые помогут учителям из районов получать больше полезной и важной информации. Так что за два дня работы форума педагоги побывают еще в новом ресурсном центре «Илмаринен» в ПетрГУ, педагогическом колледже и Детско-юношеском центре  это те площадки, куда учителя из республики могут приехать с детьми на экскурсию, получить необходимые консультации и поддержку,  пояснила Ольга Германова, организатор форума, директор КРОПО «Учитель Республики Карелия», завуч школы №3.

 

Прямая речь

Зинаида Ефлова
Зинаида Ефлова

Зинаида Ефлова, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия, заведующая Лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, кандидат педагогических наук, отвечая на вопрос «Лицея», стала ли школа новой, заметила, что от новизны времени современной школе никуда не деться, и компьютеризация существенно повлияла и на  школу, и на учителя, и на ребенка:

 Учитель теперь вынужден работать иначе, независимо от того, хочет он этого или нет. Хочется, чтобы педагоги перестраивались не из-за необходимости, а потому, что им самим это интересно делать. Конечно, такой подход еще не стал повсеместным в нашей республике. То, что я наблюдаю, — это и отторжение, и попытка завуалировать под новизну. Кстати, таков же по своей сути и новояз, который присутствует во всех этих издаваемых циркулярах… Так что сказать, что нынешняя школа стала новой, нельзя. Новая школа задумана для ребенка, но такой она еще не стала. Ребенку должно быть в школе весело, хорошо, он должен учиться с удовольствием, не должен воспринимать школу как наказание, а это все у нас пока есть. Формализация в образовании тоже велика. Читая и рецензируя некоторые документы, я прихожу к выводу, что ребенка из школы уже выплеснули, а скоро выплеснут и учителя. Правда, российское образование еще стоит, еще держится, неплохо выглядит и может многое показать. Сегодняшние уроки и встречи этому пример. Но если мы не мобилизуемся, не встанем в сопротивление в хорошем смысле этого слова — не на баррикады, я за сопротивление содержательного плана, — мы можем потерять то, что у нас есть. Мне ассоциация «Учитель Республики Карелия» нравится. Я прихожу к ним, чтобы подзарядиться, сделать перезагрузку.

 

Нина Залысина
Нина Залысина

Нина Михайловна Залысина, народный учитель Карелии, победитель республиканского конкурса «Учитель года-2001», преподаватель математики из поселка Надвоицы Сегежского района

На вопрос «Так новая наша школа или нет?» Нина Михайловна отвечает резко : «Никакая».

 Два года назад я выпускала одиннадцатиклассников. Тогда я им сказала, что собственных детей они будут учить сами. В начальной школе у нас все дети очень хорошие. Учителя пытаются давать развивающие технологии, пользуются интерактивной доской, но в результате на выходе ничего нет. Знаю примеры, когда первоклассник к концу первого полугодия так и не начал читать. Моя коллега из начальной школы рассказала, что и к третьему классу проблема с чтением актуальна для многих. Мой кабинет находится рядом с классами начальной школы. Ребятишки там постоянно носятся, а иногда я наблюдаю, как учителя работают с детьми, которые не могут учиться в классе, отдельно — в коридорчике, за столом. Очень много стало ребят-индивидуальщиков. Сейчас я учу восьмой класс, который не умеет считать. Пишу им пример на два действия на обыкновенные и десятичные дроби, прошу решить тремя способами. Они удивляются: «Как тремя?». Я говорю, что и четырьмя можно. Когда я показала, как можно осилить задание, услышала: «Круто, Нина Михайловна! А вы давно так примеры решаете?». «Уже 50 лет»,  ответила я им.

Я бы сняла ЕГЭ. Мы учим сдавать экзамен, натаскиваем на него, но не учим хорошей математике. Дети замыливаются на выполнении однотипных заданий и уже не могут выполнить что-то другое. Еще одна проблема нынешних дней — это монолог учителя, который говорит, а детей не слышно, нет от них ответа. Про себя же я поняла, что мне нужна аудитория, нужны ответы, пусть и не всегда верные, чтобы я могла учить, объяснять, видеть реакцию.

форум
Открытый урок на форуме «Почему в XXI веке школа не стала новой?»

форум1

форум2

форум4

форум5

форум6

форум7

форум8

форум9

форум10

форум11

форум13

Фото Марии Голубевой