Школа и вуз

«Замолвите слово!»

Недавно на секции «Сельская школа» научно-практической конференции Петрозаводского государственного университета собрались преподаватели университета и педагогической академии, руководители и педагоги сельских школ для обсуждения текущих и грядущих проблем. В разгар дискуссии раздался взволнованный возглас директора школы из глубинки: «О малокомплектной замолвите слово!».

 

И верно, давно пора замолвить слово о школе, с которой когда-то начиналось образование на селе. Малокомплектная – всегда малочисленная школа, то есть детей в ней меньше, чем по существующему «сельскому» нормативу – 14 человек в одном классе. По этой причине и из экономии скромных средств, выделяемых маленьким школам, в один класс объединяются дети, как минимум, двух возрастных групп.

Обычно такая школа располагается вдали от больших поселений и от дорог с нормальным транспортным сообщением. Неспешные ритмы деревни и природы задают динамику ее жизни. Здесь все знают друг друга «до седьмого колена», здесь учитель – близкий родственник и сосед своим ученикам и за школьным порогом официальное «рабочее» обращение к нему сменяется на «мама», «тетя», «крестная».

Обычный урок в малокомплектной школе из особых особый. Детей может быть и мало – до десятка, а работы учителю значительно прибавляется, ведь нужно выполнить не одну, а минимум, две образовательные программы. Когда педагог общается с одним классом, другой в это время занимается самостоятельно. Учитель постоянно переключается с одного класса на другой, переходит с одной программы на другую.

В идеале каждому классу достанется 20 минут педагогического внимания, еще 5 минут учитель выделит классу в целом в начале и в завершении урока. Значит, 20 минут дети занимаются «без учителя» – самостоятельно той работой, которую заранее продумал, организовал и контролирует краем глаза учитель.

Младший школьник задерживается на одном действии от 5 до 10 минут. Значит, на уроке у каждого ребенка должно быть, как минимум, 8 — 9 смен видов деятельности. Учитель, следовательно, продумывает и подготавливает 16 — 18 переключений. Сам педагог работает в режиме диспетчера большого международного аэропорта. Очевидно, что на подготовку такого урока педагогу требуется больше времени.

Есть примеры, когда такая школа показывает высокое качество образования. Так, на последней олимпиаде учащихся, обучающихся по системе Л. Занкова, дети из малокомплектной Матросской основной школы Пряжинского района заняли 3-е место в республике, оставив позади городские гимназии и лицеи.

Еще одна проблема малокомплектной – ее ветхость. В связи с отсутствием перспективы роста количества детского населения в маленьких деревнях и поселках в малокомплектной школе материально-техническая база обновляется по остаточному принципу. Здесь давно не было должного (а чаще нужен капитальный!) ремонта. В тоже время пока здесь обучаются «самые дорогие» ученики. Действительность такова, что стоимость учащегося возрастает пропорционально уменьшению количества учеников в школе. Чем меньше школа, тем более она затратна, экономически невыгодна. В условиях подступающего подушевого финансирования у малокомплектной школы практически нет шансов выбраться на достойный материально-технический уровень.

Малокомплектных школ в нашей республике становится все больше. Объединение детей разных возрастных классов в один касается сегодня уже не только школы начальной, но практикуется и в основном звене (5-9 классы), а по некоторым предметам, например, по физкультуре,  и в старшем (10-11 классы).

Сегодня малокомплектной школе нужна помощь, первый шаг — узаконить ее статус, разработать и принять специальные нормативы.

«Лицей» № 3 2010