Школа и вуз

Дети в Куйтеже никогда не подведут

 {hsimage|Куйтежская средняя школа ||||}Стало привычным слышать от тех, кого волнует судьба сельских школ, такие слова: пока есть школа — жива деревня. Да и мы в "Лицее" сколько раз писали то же самое. А вот у  директора Куйтежской средней школы Александра Ивановича Хейнонена другой угол зрения на эту проблему: "Перспектива для школы – развитие сельского хозяйства. Начнись оно, будут возвращаться сюда люди, будут рождаться дети – будет и школа".
Ни одного двоечника

Куйтежская школа, что в Олонецком районе, небольшая – 73 ученика, 20 учителей. Еще 28 детей в садике при школе. Рядовой школу никак не назовешь: и по учебным успехам – стопроцентная успеваемость, и по творческим – эту школу называют танцующей. Вот уже 12 лет здесь проводятся, не удивляйтесь, балы, но о них чуть позже.
   
{hsimage|Анна Васильевна Пеккоева и Ваня Козырев на уроке карельского языка||||}Бывая в сельских школах, первым делом захожу в библиотеку. В просторном помещении сразу обращаешь внимание на большой портрет молодого Блока. На стеллажах акккуратно разложены стопки учебников. Библиотекарь Наталья Владимировна Семеренко заверяет, что все необходимое для учебы имеется. Сложнее с периодикой. Подписку, оказывается, можно оформлять только на деньги из фонда школы, который формируется из родительских взносов. В поселке с повальной безработицей (племзверосовхоз шесть лет назад обанкротили), взносы эти, понятное дело, невелики и идут на первоочередные хозяйственные нужды – мыло, моющие средства, электролампочки. Потому подписка скудная: лишь на газеты на карельском и финском языках и журнал “Кипиня” — без них в школе, где изучается карельский язык, не обойтись.
   
{hsimage|Урок русского языка у учеников 2 и 4 классов ||||}Начальная школа со столовой занимают отдельное здание. Заглядываем в один класс — идет урок карельского языка. Дети 1 и 3 классов занимаются вместе. У доски Ваня Козырев, он не тушуется при виде незнакомых людей, охотно позирует перед фотокамерой. Молодая учительница, похоже, смущается больше своего ученика. Анна Васильевна Пеккоева преподает всего четвертый год. Открываем дверь в другой класс – русский язык у ребят 2 и 4 классов ведет опытный педагог Инна Ивановна Митрошкина. У доски отвечает Полина Бобина, девочка из опекаемой семьи. Урок идет спокойно, по-домашнему. Кстати, все дети в школе с нами, незнакомыми людьми, непременно первыми здоровались.
   

  «Мы лучше построгаем!»

{hsimage|Иван Алексеевич Леккоев для школы палочка-выручалочка ||||} Поразила мастерская. Не тем, что станки старые – к сожалению, в школах это привычное дело, а тем, с каким азартом что-то увлеченно строгали парни и девчонки. На уроках технологии ребята изготавливают скамьи, полочки, вешалки, спортинвентарь для школы. В ответ на мое удивление, что рубанок в руках держат девочки, учитель технологии Иван Алексеевич Леккоев улыбнулся:

— Девчонки говорят: “Мы лучше построгаем, надоело вязать!”
   
Иван Алексеевич пришел в школу шесть лет назад, когда закрылся племзверосовхоз. Для школы он палочка-выручалочка: может и приусадебный школьный участок на тракторе распахать, и поменять сантехнику, и подлатать школьную кровлю, которую ни разу за 40 лет не ремонтировали. 
Состояние, в котором находится школа, оставляет двойственное впечатление: с одной стороны, всюду чистота, порядок, с другой – чувствуется, что средств не хватает на насущное: мебель старенькая, пособия видавшие виды. В мастерской не хватает материалов – недавно вот разобрали старый кроличий шест, чтобы было с чем детям работать… 

Не по возрасту седой

  Спрашиваю директора, вернувшегося с урока:

— Правда, что вы балы устраиваете?

— Раз в год проводим, уже 12 их было, — охотно рассказывает Александр Иванович. — Творчески отчитываемся перед родителями. Я противник дискотек – дергаются в темноте, что оттуда можно вынести? Балы у нас стилизованные — “Наташа Ростова”, “Наполеон”, был латиноамериканский бал, шахматный. В этом году устроим бал по “Гусарской балладе”. Проводим их в феврале, приглашаем выпускников прошлых лет, ездим в другие школы района. Даже в Пряже в молодежном центре выступали.

— Как у девочек с бальными платьями?

— На первый бал шили из занавесок, сейчас уже специально платья покупают. 

 Увлечение балами не мешает – а может, помогает? – учебе. 80 процентов  выпускников поступают в вузы, за последние 10 лет школа выпустила трех медалистов. 
   
— Сельской школе удалось сохранить свои кадры, она хороша в плане учебы тем, что нет репетиторства, желания нажиться на ученике, — размышляет А.И. Хейнонен. – Мы в деревне живем как одна семья. 
   
{hsimage|Директор Александр Иванович Хейнонен, создавший танцующую школу ||||}Александр Иванович уже 20 лет в Куйтежской школе: начинал учителем информатики, с 1998 года директор. Тогда, до закрытия племзверосовхоза,  в школе было 356 учеников… В прошлом году он получил еще одно образование по специальности “менеджмент в образовании”. Может, потому и проблему сельской школы по-своему понимает. Обычно говорят так: нет школы – нет села. Хейнонен под другим углом смотрит:

— Перспектива для школы – развитие сельского хозяйства. Начнись оно, будут возвращаться сюда люди, будут рождаться дети – будет и школа. А сейчас от сельского хозяйства у нас не осталось ничего. Мегрегский совхоз в следующем году не хочет даже картошку сажать… А у нас же здесь на 40 километров плодородная земля, можно пшеницу выращивать, она 10 лет хранится. Если государство будет вкладывать в деревню деньги, в минусе не останется. 

Когда разговариваешь с директорами сельских школ, диву даешься множеству препон. Будто по рукам все время бьют: «Не смей ничего делать!» Александр Иванович Хейнонен говорит:

—  Я вот не по возрасту седой, воевать приходится непонятно с кем. Мы не можем обеспечить столовую детсада выращенной на нашем приусадебном участке картошкой — нет сертификата. Бюрократия душит, третью неделю делаю электронную подпись. Недавно вот справку писал, что летом школа не работала, и дети не питались. Кому в голову пришло затребовать ее?! 

{hsimage|Мемориал в Куйтеже недавно привели в достойный вид, в чем есть и заслуга школы||||}Политика Хейнонена такая: надо все время привлекать к себе внимание. Летом провели на базе школы международную встречу. Принимали молодежь из Сингапура, Израиля, Словении, Индии. На выделенные ради такого случая деньги удалось кое-что-то привести в порядок, душевая кабина в школе появилась, о чем Александр Иванович сообщает с видимой гордостью. Как и о том, что, узнав о приезде гостей, житель Мегреги на свои средства привел в порядок памятник погибшим в Великой Отечественной войне жителям Куйтежи.

Есть у директора идея организовать при школе на каникулах отдых для детей из больших городов. Причем в этих городах есть и деньги, но разговаривать на уровне директора сельской школы серьезные люди не хотят. Идей, как заработать деньги, много, но на все предложения сверху следует ответ: “Не время!” 

— Кто никогда не подводит – так это дети. Они всегда молодцы! – улыбается директор. 

— Бывают проблемы с поведением?

— Так это нормально! Если их нет, что-то не так в школе. Дети и стекла должны бить, как иначе, если играют в футбол, а рядом окна? Только вставь потом, если разбил. Я не понимаю тех педагогов, которые жалуются родителям, это не метод. Мы должны создать среду, в которой ребенку было бы хорошо. И тогда все проблемы будут решены, не надо к родителям ходить.

…Прощаясь, спросила: «А вы сами вальс, полонез можете станцевать?»

— Запросто!

Фото автора

Редакция благодарит за предоставленную возможность побывать в Куйтеже руководителя общественной организации «Карельское образование» Владимира Дмитриевича Малегина.

 
«Лицей» № 10 2010