Главное, Образование, Школа и вуз

«Служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан»

Лариса Николаевна Колесова. Фото с сайта ПетрГУ«Истории отечественной детской журналистики без малого 230 лет. Отсчет ее ведется со дня выхода первого номера «Детского чтения для сердца и разума» 14 января 1785 года». Так начинается  вышедшая недавно в свет книга Ларисы Колесовой, кандидата филологических наук, доцента ПетрГУ.  Курс по истории детской журналистики только в нашем университете  читается в полном объеме.  

 

Тому, кто уже держал в руках эту книгу, наверняка захочется меня поправить: это не книга, а учебно-методический комплект, то есть методические материалы и хрестоматия, объединенные одним названием «Детские журналы России (1785 1917»). Соглашусь отчасти: это издание настолько увлекательно вводит  своего читателя в мир журналистики для детей, что совсем не хочется называть его учебником.

История детской журналистики – область малоизученная, а для многих и вовсе не известная. И потому рассказ в этой книге начинается с азов: первого журнала «Детское чтение для сердца и разума». По мнению основателя  первого в России детского журнала Н.И. Новикова , он должен был «служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан»: «Во-первых, мы будем помещать в нем моральные и поучительные пьесы…  Во-вторых, для обогащения ума вашего журнал будет содержать в себе пьесы  из физики, натуральной истории, географии…   сведения о разных вещах, кои знать вам нужно». Невероятно, но в то время, несмотря на царский режим, этот журнал стал известен не только своим просветительством, но и демократической направленностью. Одним из редакторов журнала был известный нам русский писатель Н.М. Карамзин. Этот журнал выходил всего пять лет, но оставил о себе добрую память, положив начало детской журналистике.

Как грибы после хорошего осеннего дождя, стали   появляться в начале XIX века все новые  детские журналы. К  1825 году их было уже 15: «Друг юношества» и «Друг детей», «Патриот» и «Детский вестник», «Новое детское чтение», «Каллиопа», «Чертежи наук и искусств», «Детский музеум» и другие. Они издавались образованными людьми с хорошим вкусом и литературными талантами, ценящими русский язык и культуру, обладающими знаниями во многих науках и предметах . Были среди журналов такие, которые просуществовали всего лишь год, а были и те, кому стукнуло 15. Каждый искал свою нишу, пробовал, ошибался, находил только ему присущее направление.

В  одном из журналов 1840-х годов – «Детское чтение» – публиковались сказки и рассказы  В.Ф. Одоевского. Особую известность журнал приобрел при редакторстве  популярного литератора и общественника князя В.В. Львова, человека образованного и неординарного. Именно здесь впервые в детской журналистике появились … «Новости»!

Особое внимание Л.Н. Колесова уделяет журналам А.О. Ишимовой. Ее имя связано с А.С. Пушкиным. В день дуэли он писал ей: «Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и зачитался. Вот как надобно писать!». Она, дочь бедного чиновника, самостоятельно изучившая три иностранных языка, была человеком большой души.  Это  может подтвердить ее биография. «Звездочка»  была  журналом для самостоятельного чтения  «благородных воспитанниц институтов», а «Лучи» – тоже для девочек, но включающий помимо чтения научно-популярные статьи. В историю А.О. Ишимова вошла как одна из первых детских писательниц России: «История России в рассказах для детей» принесла ей известность и знакомство с такими маститыми писателями и поэтами, как Жуковский, Пушкин, Вяземский Тургенев, Одоевский…

Детские журналы второй половины XIX – начала XX века, а также 1907-1917 годов отличаются  и своими притягивающими  теплыми названиями: «Семейные вечера», «Игрушечка» , «Галчонок», «Незабудка», «Тропинка»…  В «Роднике» печатались К.М. Станюкович, В.Г. Короленко, А.Н. Плещеев. Для детей среднего и старшего возраста издавался журнал «Маяк». Был в нем и специальный отдел для маленьких. Редактировал журнал И.И. Горбунов-Осадов — писатель, последователь идей Льва Толстого. И сам Толстой предоставлял свои детские произведения этому изданию.

Менялось  время, и журналы искали новые пути связи с читателями: обширным отделом в них стала беллетристика, публиковалось немало прекрасных поэтических произведений, а с помощью стихов и рисунков дети могли изучать азбуку, как, например, в журнале «Друг детей»:

«Здесь под Азом – астрономы,

Там, где Буки – барабан,

Пред Глаголем – вьются гномы;

В Како – крепость Кериман,

Там султан-усач – пред Словом

На диване спит шелковом…»

 

Появился юмор, детские игры, загадки, различные конкурсы с призами, приложения, а в некоторых и обратная связь с читателем – переписка.

Интересные факты  приводит Л.Н. Колесова о журнале  «Задушевное слово»: здесь печатались рассказы известных детских  писателей, например, Л. Чарской. Но наряду с хорошим чтением поднимались и социальные темы, в которых журнал  учил своего маленького читателя, что «счастье определяется деньгами», а «люди небогатые – это люди второго сорта», «чем богаче человек, тем он ближе к идеалу». Переписка с читателем была опошлена: отбирались только те письма, что соответствовали позиции журнала, который занимался самовосхвалением, а  любого критика мог облить грязью.  Как это похоже на некоторые издания сегодняшнего дня!

В нашей стране не хватает исследований по детской и юношеской журналистике и сего времени, и прошлых веков. Книга Л.Н. Колесовой не только дает представление о детских журналах того времени, но и рассказывает  о людях, их выпускавших. Удивительное дело, впервые прочитав об упомянутых здесь событиях, хочется уже подробнее узнать  и о них самих, и об участниках, глубже покопаться в истории. Вот такой толчок дает автор филологам, историкам, а также и родителям, которые заинтересованы в развитии своих детей чтением. Превосходный стиль, точный  отбор фактов, умение увлечь своего читателя делают этот учебник поистине уникальным: его читаешь как увлекательную литературу.

Спасибо, Лариса Николаевна, за такой замечательный труд! Это действительно настоящий подарок для всех, кто интересуется детской литературой и журналистикой. И, конечно же, к Вашему 80-летию! С нетерпением ждем продолжения.