Главное, Образование, Школа и вуз

Лифт наверх

Делегация Карелии на форуме«Когда в течение двух-четырех лет систему так трясет, плохо всем: и преподавателям, и студентам, и самим вузам». Педагогической общественности было что обсудить на Всероссийском образовательном форуме и донести свою тревогу до президента страны.

Проректор ПетрГУ Константин Тарасов на днях вернулся из Пензы, где прошел Всероссийский образовательный форум Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны». Он стал участником дискуссии, развернувшейся за круглым столом «Оценка качества высшего образования и перспективы развития в новых условиях», который состоялся в первый день мероприятия. А во второй день форума проректор ПетрГУ работал на площадке «Новая повестка развития экономики: требования к образованию». И та, и другая встреча педагогов были связаны с обсуждением проблем высшего образования. Но на форуме говорили не только о вузах. Собрались в Пензе более 500 человек, представляющих систему образования всей страны, и педагогической общественности было что обсудить.

 

– Форум для меня начался в поезде «Москва – Пенза» и продолжился на обратном пути, – поделился Константин Тарасов. – Я ехал в одном купе с коллегами из Дагестана и Кабардино-Балкарии, обратно с коллегами из Томска, Дубны и Белгорода. Общение с людьми, которые занимаются теми же проблемами, что и ты, очень интересно и полезно.  И на самом форуме я познакомился с большим количеством незаурядных людей, с их опытом работы как в системе среднего образования, так и специального, и высшего. Привез большое количество материалов и контактов.

 

– О проблемах образования сегодня говорят многие и много. Что вас впечатлило на форуме?

– Было важно увидеть, насколько быстро идеи, проблемы, пути их решения могут быть донесены до руководства страны – президента и ключевых министров. Я, честно говоря, такое видел впервые. Обычно пока та или иная проблема попадет наверх, пройдет большое количество времени. А тут мы в первый день форума сформулировали проблемы, предложили пути их решения, руководители площадок, модераторы оформили наши предложения – и уже на следующий день все это было донесено до президента. Форум стал тем лифтом, благодаря которому все идеи педагогической общественности сразу ушли наверх.

 

– О каких бедах высшего образования вы хотели рассказать президенту?

– Меня, как и многих работников системы образования, волнует отсутствие единых образовательных стандартов. Вуз только переходит на одни стандарты, как вдруг появляются другие. Так, сегодня мы работаем по стандарту третьего поколения. Прошли аккредитацию, подготовили всю документацию и учим студентам по этому стандарту. Сейчас мы столкнулись с тем, что появился видоизмененный федеральный стандарт, на который мы должны перейти в ближайшее время.  А в 2015 году нас ждет стандарт четвертого поколения. Согласитесь, когда в течение двух-четырех лет систему так трясет, плохо всем: и преподавателям, и студентам, и самим вузам. Поэтому представители вузов очень просили президента, министра образования, кураторов из Народного фронта дать паузу хотя бы лет на пять и не создавать новые документы. Мы даже не успеваем понять, хорошо нам жить в этом образовательном пространстве или нет.

Как филолога меня не может не беспокоить тот факт, что среди приоритетных направлений науки, определенных государством, нет русского языка, истории, вообще гуманитарных наук. И этот вопрос также был поднят на форуме.

Все площадки объединяло то, что большинство педагогов не принимают новый закон «Об образовании». Не принимают прежде всего за формулировки, согласно которым образование определяется как услуга, пусть и государственная. По мнению участников форума, образование – это системообразующий фактор страны. В саду, школе, вузе и закладывается основа основ будущего гражданина. На пленарном заседании президент Владимир Путин поддержал идею организовать как общероссийскую дискуссию о современных целях образования, так и идею разработки концепции поддержки гуманитарного образования в России.

 

– Наверняка педагоги не обошли вниманием тему ГИА и ЕГЭ.  Что ждать нашим выпускникам в ближайшее время?

– Вопрос государственной итоговой аттестации поднимался на каждой площадке форума. Президент сказал, что эту систему ждут изменения. Планируется отказаться от ГИА для тех девятиклассников, которые не идут в 10-й класс. Вероятно, не будут сдавать ЕГЭ одиннадцатиклассники, не собирающиеся поступать в вуз. Это дело не сегодняшнего дня, но эти изменения уже в планах Минобрнауки.

Руководители площадок и президент говорили, что нам необходимо перестать слепо копировать западные модели образования, нужно создавать либо свои, либо возвращаться к прежним моделям. А когда обсуждали двухуровневую систему образования, практически всеми вузами, которые готовят инженеров, педагогов, было признано, что эта система для них непригодна. И здесь грядут изменения. Президент высказал пожелание – необходимо восстановить специалитет в инженерно-педагогических специальностях.

На форуме прозвучало еще много предложений, которые, я думаю, облегчат жизнь российскому образованию. Говорили о снижении бюрократической нагрузки на учителей, сокращении отчетного документооборота в учебных заведениях. Обсуждали необходимость создания единого образовательного пространства и создания региональных опорных вузов, которые могли бы иначе финансироваться и развиваться.  Говорили о дальнейшем повышении заработной платы учителям, работникам дополнительного образования и паузе в непрекращающихся переизданиях учебников. Большинство наших предложений президент Владимир Путин услышал и поддержал.  Будем надеяться, что результат не заставит себя ждать.

Подготовила Наталья Соколова