Образование, Школа и вуз

«Жду февраля, чтобы приехать – свежего воздуха вдохнуть…»

Семинар в Пушнинской школеВ Карелии в третий раз прошли Дни сельской малочисленной школы. Инициатор их проведения Зинаида Ефлова размышляет, почему часть сельских школ так и не проявилась на днях и  откуда у некоторых участников роль сироты казанской?

Публикуем также рекомендации Днейю

Постфактум Дней сельской школы Карелии

Согласно словарю Ушакова одна из интерпретаций слова «постфактум»– «об этом нет смысла говорить». Однако постфактум недавно состоявшегося Дня сельской школы Республики Карелия мне кажется необходимым. Как нужен и амбивалентный анализ события, проявляющий его положительные и отрицательные аспекты.

 

Третий раз собирались в Петрозаводске руководители и педагоги сельских и не сельских, малочисленных и больших, дальних и близких, расположенных за городской чертой школ и дошкольных учреждений. Зачем?

Ответ очевиден – поддержать продвижение и развитие образования в сельской местности (негородской) региона. Цель определяет такое содержание Дня, чтобы каждая минута была занята чем-то дельным, полезным, работающим на сельскую, особенно – маленькую школу.

Организаторы создавали условия для того, чтобы педагоги смогли:

– «других посмотреть и себя показать» – познакомиться с успешным опытом равных себе, с таким, который побуждает к творчеству; выступить, заявить о себе на уровне республики;

– выяснить, чем может быть полезен город с его ресурсами: куда можно приехать со школьниками, что посмотреть, что послушать, с кем повстречаться;

– услышать слово ученого, представителя власти и руководителя самого высокого ранга, сказанное специально о них и для них – основе основ отечественного образования – сельских учителях;

– сказать фигурам решающим и влияющим о своем наболевшем, привлечь их к решению насущных проблем и самим стать решающими.

За три года вопросы жизнедеятельности маленькой школы поднимались в зале заседаний Законодательного собрания РК, в аудиториях Петрозаводского университета, на этот раз – в рескоме профсоюза работников образования.

На трех прошедших сельских днях представили свой опыт более десятка школ Беломорского, Муезерского, Олонецкого, Прионежского, Пряжинского и Суоярвского районов, в нынешнем году – педагоги из Деревянки, Летнереченского, Пряжи, Рыпушкалицы. Позволили Дни познакомиться с опытом других регионов РФ: ранее – Ярославской и Кировской, сейчас – Тамбовской областей.

82 человека в большей или меньшей степени участвовали в недавнем мероприятии. Из них 48 приезжих и 34 петрозаводчанина – от депутатов Законодательного Собрания РК, замминистра образования и проректоров вуза до студентов-волонтеров. Петрозаводск гостеприимно приглашал в свои выставочные залы, Национальную библиотеку, IT-парк ПетрГУ, а в этом году – в Дом Кантеле.

Согласитесь, содержательно, насыщенно и уважительно к сельской школе?

Однако… Отмечу два момента.

Первый. Несмотря на то что сложился относительно постоянный состав участников сельских дней, что есть ядро и работает мотор движения – Совет Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ РК, часть сельских школ так и не проявилась ни на Днях сельской школы, ни в педагогическом конкурсе «Сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами», ни на иных мероприятиях в РК. Тревожит, что многие из этой группы – те, что вошли в перечень малокомплектных школ и на поддержку которых республика выделяет специальные средства. Понятно, что именно эти школы особенно отдалены, что часто интернет-связь с ними ненадежна, что малочисленность их педагогического состава порой не позволяет исключить из образовательного процесса даже одного учителя. И все-таки такое затворничество настораживает. Возникают вопросы: не есть ли это нежелание педагогов меняться и развиваться? Что происходит в этих школах? Где и как они получают подпитку для развития? Или предпочитают консервацию и застой?

Второй. Наблюдаемы позиции выжидания и иждивенчества, а то и роль сироты казанской у некоторых участников. Подобное поведение проявляется в том, что от таких руководителей и педагогов не поступает никаких иных предложений и инициатив, кроме «дайте» и «должны». Таким постоянно «чего-то не хватает», но отдавать/делиться и отвечать они не готовы. А может, делиться нечем и отвечать стыдно?

Республика немало сделала и, надеюсь, еще сделает для поддержки и развития образования в своих отдаленных окраинах, но и сами школы обязаны показать, что затраты эти не напрасны, что они идут не на сохранение старого/уходящего, а на современное, актуальное, новое в жизнедеятельности школы и села.

Подготовка и проведение такого масштабного мероприятия как Республиканский День сельской малочисленной школы – дело хлопотное, требует значительных временных затрат и объединения разных людей и организаций, которые порой находятся друг с другом в непростых отношениях. Но все в конце концов объединяются, понимая и принимая особую миссию сельской школы и сельского учителя. А вдохновляют на эту работу, например, слова, сказанные одной из участниц: «Жду февраля, чтобы приехать – свежего воздуха вдохнуть…»

Зинаида Ефлова, председатель оргкомитета, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия

 

 На снимке: Сразу после окончания Дней сельской школы ее участники провели межрайонный обучающий семинар «Альтернативные формы обучения в малочисленной малокомплектной школе» в Пушнинской средней школе Беломорского района. Первая справа — Татьяна Танцева, директор школы, третья справа — Зинаида Ефлова.

Фото с сайта pushnoyschool.ru

 

Эпицентром Республиканского Дня сельской малочисленной школы Республики Карелия стал Круглый стол участников мероприятия, состоявшийся 13 февраля 2015 года в Рескоме профсоюзов работников образования. Рабочая группа учла предложения и дополнения, возникшие в ходе обсуждения вопросов развития образования в сельской (негородской) местности республики, доработала и предлагает вниманию широкой общественности следующие Рекомендации.

Рекомендации III республиканского мероприятия

«День сельской малочисленной школы Республики Карелия»

 

III республиканское мероприятие «День сельской малочисленной школы Республики Карелия», проходившее 13-14 февраля 2015 г., объединило более 80 участников из муниципальных районов республики и города Петрозаводска.

Участники мероприятия одобрили действующую в Республике Карелия практику объединения усилий законодательной и исполнительной власти, общественного движения и образовательных организаций разных уровней в поддержке сельской школы и статуса сельского педагога. Участники положительно отметили, что День сельской малочисленной школы стал традиционным мероприятием, где обсуждаются актуальные проблемы развития образования в сельской (негородской) местности республики и определяются пути их решения.

Участники Дня сельской малочисленной школы поддержали основные положения Резолюции II-го Всероссийского съезда сельских учителей и определили следующие направления развития образования в сельской (негородской) местности Республики Карелия:

  • развитие сельских образовательных организаций как открытых социально-педагогических систем;
  • формирование организационно-правовых основ сетевого взаимодействия сельских образовательных организаций с другими образовательными организациями разного уровня, с организациями социальной сферы, бизнес-сообществом, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  • развитие форм и механизмов региональной и муниципальной поддержки сельских педагогов для стимулирования их творческого и профессионального потенциала и закрепления учителей в сельских образовательных организациях;
  • совершенствование содержания, форм, технологий образовательного процесса в сельской школе на основе внедрения инновационной составляющей в управленческую и педагогическую деятельность;
  • создание условий для профессиональной ориентации, профильного обучения и предпрофильной подготовки в сельской школе, для мотивации сельских школьников к труду и к профессиональной деятельности с учетом потребностей рынка труда и интересов личности.

С учетом прошедшего обмена мнениями участники III республиканского мероприятия «День сельской малочисленной школы Республики Карелия»

РЕКОМЕНДУЮТ:

Сельским (негородским) образовательным организациям, прежде всего, малочисленным и малокомплектным:

  • проявлять инициативу и самостоятельность, принимать активное участие в реализации означенных направлений;
  • включаться в деятельность существующих профессиональных сообществ (профсоюз работников образования, Ассоциация сельских малочисленных малокомплектных школ РК и др.), создавать новые общественные организации и сообщества с целью развития образования и позитивных социокультурных преобразований в сельской местности;
  •             вносить аргументированные предложения в обновление перечня малокомплектных школ РК, участвовать в формировании критериев включения образовательных учреждений в данный перечень;
  • участвовать в разработке и реализации программ повышении квалификации, переподготовки и дополнительного образования педагогических работников сельских образовательных организаций, учитывающих своеобразие социокультурной и образовательной ситуации в сельской (негородской) местности РК и функционирования сельских (негородских) образовательных организаций, малочисленных и малокомплектных школ;
  • принимать непосредственное участие в профессиональной подготовке педагогических кадров для сельской (негородской) малочисленной и малокомплектной образовательной организации: в формировании запроса на подготовку педагогических кадров, в разработке и реализации образовательных программ бакалавриата (прикладного и академического), магистратуры и специалитета, в организации педагогических практик, стажировок, педагогических исследований;
  • предусмотреть и реализовать на уровне образовательной организации мероприятия по обновлению состава и закреплению педагогических работников, поддержке молодых специалистов, наставничества начинающих;
  • включаться в инновационную деятельность, заявляться на статус инновационной, стажировочной, апробационной площадки; брать на себя новые функции, внедрять новые содержание, методы и технологии, обусловленные спецификой образования в сельской (негородской) местности и сельской малочисленной малокомплектной школы;
  • обобщать и популяризировать свои успешные практики и положительный опыт на уровне поселения, муниципалитета, республики, России.

Будущее каждой сельской школы зависит от той позиции, которую она занимает сегодня.

Депутатам Законодательного Собрания Республики Карелия, Правительству Республики Карелия, Министерству Республики Карелия, муниципальным органам власти и управления образованием, Республиканскому комитету профсоюзов работников образования, Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия:

  • Продолжить работу по совершенствованию законодательства в области образования, реализуемого в условиях сельской (негородской) местности Республики Карелия, малочисленности обучающихся и воспитанников:

— осуществить анализ, оценку и прогноз эффективности действия Закона Республики Карелия от 20 декабря 2012 года № 1675 «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об образовании» в условиях действия Закона «Об образовании» Республики Карелия от 20 декабря 2013 года №1755-ЗРК. Организовать общественное обсуждение и, при необходимости, внесение соответствующих корректив;

— продолжить практику ежегодного пересмотра и обновления перечня малокомплектных школ РК с внесением необходимых корректив; дополнить критерии включения образовательных организаций в означенный перечень содержательными показателями, обусловленными спецификой деятельности малокомплектной школы;

— организовать работу по внесению соответствующих изменений в «Закон об образовании в Республике Карелия» и в «Закон о межбюджетных отношениях в Республике Карелия», меняющих статус школ, расположенных в поселках городского типа, с «городского» на «сельский»;

— легализовать на законодательном уровне РК создание и деятельность независимой экспертизы (независимой экспертной комиссии) при решении вопросов о любого вида реорганизации сельских образовательных организаций.

  • Совершенствовать существующую практику по обновлению и закреплению педагогических работников на селе через экономическую, социальную и профессиональную поддержку молодых специалистов.
  • Разработать региональную программу поддержки муниципальных методических служб как крайне актуальных для развития сельских образовательных организаций.
  • Предусмотреть вариативность и совершенствовать механизмы региональной и муниципальной поддержки сельских школ и педагогов, осуществляющих инновационную деятельность.

Министерству образования Республики Карелия, Петрозаводскому государственному университету (Институту педагогики и психологии, Лаборатории теории и практики развития сельской школы, другим подразделениям ПетрГУ), Петрозаводскому педагогическому колледжу, ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»:

  • Совершенствовать содержание и формы профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки и дополнительного образования педагогов сельских малочисленных малокомплектных школ с учетом специфики их работы – необходимостью преподавания нескольких предметов одним учителем, профессиональной полифункциональностью, влиянием педагогов и школы на социокультурную ситуацию сельской (негородской) местности:

— формировать стратегические и тактические заказы/заявки на подготовку, переподготовку, повышение квалификации сельских педагогов на основе регионального и муниципальных запросов, потребностей конкретных образовательных организаций;

— разрабатывать и реализовывать образовательные программы бакалавриата (прикладного и академического), магистратуры и специалитета в области образования, опираясь на потребности и запросы системы образования республики, с участием специалистов системы образования РК в их реализации и в оценке их результативности (качества подготовки);

— предусматривать вариативность и гибкость содержания и форм повышения квалификации, дополнительного образования педагогов сельских малочисленных малокомплектных школ с учетом ограниченных возможностей исключения учителей из образовательного процесса на время обучения и потребностей в разнопредметном обучении; разрабатывать индивидуальные (индивидуализированные) образовательные программы, апробировать дистанционные формы.

  • Обеспечить научно-методическое сопровождение внедрения инноваций в сельских малокомплектных школах (дистанционные технологии обучения, сетевое взаимодействие образовательных организаций, совмещенные и неурочные формы организации обучения, здоровьесберегающие и новые воспитательные технологии, современные технологии внеурочной деятельности, профилизация старшей школы):

— разработать программу/план изданий методических комплектов, пособий и иных материалов для руководящих и педагогических работников сельской малочисленной малокомплектной школы;

— использовать возможности Интернет, сайтов образовательных организаций и СМИ для распространения методических наработок и передового педагогического опыта; продолжить проведение Республиканского педагогического конкурса «Сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами…»;

— находить и популяризировать успешные практики сельских образовательных организаций РК, обобщать и предъявлять положительный опыт широкой общественности, расширять географию освещения опыта сельских (негородских) образовательных организаций.