Школа и вуз

О времени, но не о себе

Фото Ирины Ларионовой
На вернисаже

Новая выставка в Музее промышленной истории Петрозаводска не просто камерная, а очень камерная.

В экспозиции около 20 фотографий. Но, поверьте, она совсем не предназначена, чтобы забежать сюда мимоходом, между делом или во время прогулки. Это именно тот случай, когда «слов мало, а смысла много». Просто в данном случае это не слова, а «фотографии».

Фрагмент экспозиции

Имя их автора Григория Лейбовича мало известно в Петрозаводске, документы сообщают лишь, что работал он начальником нескольких цехов на Онежском тракторном заводе в начале ХХ века. А если судить по фотографиям, был не просто хорошим фотографом, интересовался не только техникой, но и фотографией как искусством. И время этому способствовало: одним из самых популярных направлений в искусстве, в том числе и фотографии, начала ХХ века был конструктивизм. Ему присуще стремление к четкой графике, выразительности, лаконичности. Производственный интерьер был прекрасным объектом.

Вероятно, Григорий Лейбович, фотограф-самоучка из провинциального, затерянного в российской глубинке Петрозаводска, был знаком с современными ему течениями, по крайней мере в искусстве фотографии.

Кстати, производственная тема привлекала не только фотографов или художников. Композитор Морис Равель, написав одно из самых исполняемых сегодня произведений – «Болеро» (он считал, что это музыка для балета), подыскал даже площадку для спектакля – завод в пригороде Парижа.

Вряд ли у Лейбовича была панорамная фотокамера, но его снимки, сделанные в заводских цехах, плотно заставленных станками, словно раздвигают их стены, создавая перспективу, наполняя снимки воздухом, дыханием и ритмом того времени. А коллективные портреты (в то время любили сниматься вот так – всем цехом, лабораторией, заводоуправлением) выразительны и красноречивы. Сколько же в лицах в основном молодых рабочих уверенности в себе, оптимизма, если хотите.

Это тем более интересно, если обратить внимание на даты съемок: самые ранние фотографии сделаны в 1916-м, поздние – в 1923-1924 годах. Если наложить эти даты на хронологию истории всей России тех лет, то, согласитесь,  интересная картина получается, не художественная, но уже историческая. Недавно закончилась Первая мировая война, канун и послереволюционные годы, Гражданская война и пришедшая с ней разруха. А тут новые строящиеся цеха, современная по тому времени техника, уверенность в завтрашнем дне. Расплата за романтизм и безоглядную веру придет потом, десятилетие спустя. Но это будет уже другое время.

Новый механический цех Онежского металлургического и механического завода. Обработка струенаправляющих башмаков для плотины Волховстроя. 1924 год

Заводской автотранспорт. 1924 год

Строительство нового снарядно-механического цеха. 1916 год

В механическом цехе

Рабочие чугуно-меднолитейного цеха Онежского металлургического и механического завода. 1921 — 1923 гг. В центре Григорий Лейбович

Как рассказал на вернисаже директор Музея промышленной истории Петрозаводска Андрей Шейкин, когда они нашли в своих фондах принты старых фотографий, обратились за помощью в Национальный архив Карелии, и там подтвердили, что у них богатая коллекция фотографий. Тогда и родилась идея сделать выставку – художественно-историческую.

Первый опыт содружества музея и архива оказался удачным. А значит, есть надежда, что будут новые экспозиции.

Фото автора и Ирины Ларионовой