Школа и вуз

Память сердца

Сельский школьный музей – особое место, где формируется, поддерживается и наполняется содержанием то, что называем мы любовью к малой Родине.
Практически в каждой сельской школе Республики Карелия есть музей, где можно увидеть фотографии уважаемых людей поселка, хранятся документы, где выпускники могут увидеть свои первые стихи, рассказы, поделки, рисунки.
 
Определенный консерватизм сельской школы позволил ей в лихие времена крушения советской воспитательной системы уберечь музеи боевой и трудовой славы, краеведческие и этнокультурные комнаты, уголки и выставки, кропотливо собранные и созданные руками педагогов и детей многих поколений. Кое-где сохранены даже материалы ленинских комнат и залов, которые помнят сегодня лишь те, кому за сорок.
Здесь есть все: важнейшие события страны, школы и поселка; история, культура, быт и природа, документы, фотографии и предметы от времен «доисторических» до дней сегодняшних. Но для приходящих сюда школьников, для односельчан предметы сельского школьного музея – это всегда особая история, память сердца.
Среди музеев сельских школ есть маленькие, расположенные в коридоре, в комнате-каморке. Есть музейные пространства-системы, как в поселке Мелиоративный или в Верхнем Олонце. Верхнеолонецкие энтузиасты музейного дела – педагоги, школьники и односельчане – создали школьный комплекс «Родные истоки», объединяющий три содержательно самостоятельных музейных пространства: музей боевой и трудовой славы, Карельская горница, ретрозал 50-х годов.
В музеях ведется исследовательская поисковая деятельность: экспедиции, походы по родному краю, работа с документами, встречи с людьми – очевидцами и участниками исторических событий. Школьные музейщики занимаются просветительской и экскурсионной работой, проводят уроки и внеучебные мероприятия для школьников, экскурсии, праздники, представления для жителей и гостей поселка и многое другое. Постепенно в музеи сельских школ приходят новые технологии. В результате создаются, например, виртуальные музеи, такие как в Новой Вилге или в Ильинской школе.
Пока не везде, но меняется представление о месте и роли музея как системообразующего элемента воспитания не только в школе, но и на селе. Происходит переход от традиционных форм презентации-экспонирования материалов к интерактивным технологиям погружения ребенка в историю и культуру, в процесс созидания культуры.
Объединяет сельские школьные музеи одна общая черта: музей не просто экспозиция или коллекция предметов, собранных, созданных и оформленных школьниками. Здесь происходит публичное признание исторической значимости поселка, каждой сельской семьи, каждого жителя деревни, здесь предъявляются, сохраняются и оберегаются как самоценность история и культура всего поселения.
 
"Лицей" № 3 2009