Школа и вуз

Сельские подвижники

Школа в сельском поселении играет особую роль: она собирает вокруг себя и старых и малых – все местное сообщество. Исследования ученых и опыт практиков показывают: отличительная особенность сельской школы – ее полифункциональность.

Вот примерный перечень ее функций: образовательная, просветительская, социокультурная, социально-педагогическая, адаптивная, компенсаторная… Список этот изменяется и дополняется, зависит от многих факторов. Например, от того, есть или нет на селе клуб, библиотека, служба быта, почта, фельдшерский пункт и другие учреждения социальной сферы. Зачастую в небольших отдаленных поселениях школа – единственный представитель государства.

Крайне редко встречались мне такие сельские школы и учителя, которые пытались отгородиться от проблем поселения. Обычно бывает наоборот: школу и учителя заботят и занятость, и здоровье, и отдых как детей, так и взрослых.
Чаще всего именно школы занимаются практическим решением проблем села. Например, перевозят к себе сельские библиотеки, открывают классы и спортивные залы для филиалов музыкальных, художественных и спортивных школ. Так происходит в Прионежском районе – поселках Шуя, Заозерье, Деревянка.
Двери сельских школ открыты с утра до позднего вечера. Они организуют и проводят государственные и местные праздники, спортивные соревнования, экологические, трудовые, оздоровительные мероприятия – как в поселках Ильинское, Коткозеро Олонецкого района, Спасская Губа Кондопожского района, Чална Пряжинского района.
Школы оберегают историю и культуру села, создавая и сохраняя сельские музеи истории, культуры, быта, как это происходит в поселках Мелиоративный, Деревянка, Ладва Прионежского района, Пряжа и Эссойла Пряжинского района, Гирвас и Кончезеро Кондопожского района.
Деятельность педагогов малочисленной школы, находящейся в маленьком поселке или деревне, можно сравнить с подвижничеством. Таких примеров великое множество: это учителя лесных поселков Верхний Олонец Олонецкого района, Куганаволок Пудожского района, Кинелахта Пряжинского района…
Практически все полифункциональные школы малочисленны. В условиях подушевого финансирования и новой системы оплаты труда именно в них происходит сокращение штатов: уходят психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования. Повышение квалификации тоже проблема. Существующие нормативы не учитывают особенности образовательного учреждения на селе. Результат – перегрузка сельских педагогов. Обычный отечественный парадокс: специалистов убирают сегодня там, где более всего проблем.
Эксплуатация добровольчества школы и учительства небеспредельна. Может быть, пора узаконить полифункциональность сельской школы на уровне управленческих решений разных ведомств?
 
"Лицей" № 4 2009