Учитель

Конструктор Королёв

{hsimage|Илья Королев с воспитанниками||||}Один из авторов уникальной программы развития детского технического творчества с оптимизмом смотрит в будущее.

 

 
…К 16 часам начинают подходить на занятия мальчишки: новичок Антон бродит по кабинету, разглядывая самолеты на потолке, взъерошенный с мороза Влад аккуратно раскладывает на столе миллиметровку, то и дело посматривая на готовое крыло своей кордовой модели. Илья Евгеньевич предупредил: в марте соревнования. Успеть бы. Вздыхая, пятиклассник финно-угорской школы делится:
– Домашних заданий много. Мы же четыре языка учим: финский, английский, карельский и русский.
Илья Евгеньевич КОРОЛЕВ – педагог лаборатории судомоделирования, авиамоделирования и руководитель учебно-экспериментальной лаборатории малого судостроения в республиканском центре «Ровесник». Идею ранней профориентации он поддерживает и даже живет ею. То, что часто увлечение становится профессией, для него факт, не требующий доказательств.
– У этих ребят совершенно другое мышление, именно они должны пополнять высококвалифицированные рабочие и инженерные кадры. Именно поэтому система ранней профориентации есть в Московском авиационном институте, в МГТУ им. Баумана, в Санкт-Петербургском морском техническом университете.
Сам он в детстве увлекся авиамоделированием. После школы был юридический факультет, потом открыл свое дело. Но сердце вновь привело в мастерскую. Здесь вдоль стен старенькие токарные станки, на полках самолетные крылья и фюзеляжи.
Сюда, в центр «Ровесник», к Илье Евгеньевичу идут и те мальчишки, которых кто-то назовет трудными. Однако заканчивается время занятия, а они уходить не хотят.
– Пусть уж лучше ко мне идут, – улыбается Королев. – Вообще, очень странная штука получается. Мы воспитываем спортсмена-чемпиона, художника или музыканта с трех-четырех лет, а как только нам нужен технарь, думаем, что его должна воспитывать школа или институт. Технарей не хватает!
Идея Ильи Королева такая: сначала младший школьник приходит в лабораторию судомоделирования, в 14 – 15 лет попадает в учебно-эспериментальную лабораторию малого судостроения, после школы поступает в специализированный вуз или техникум, а затем возвращается в Карелию – строить суда. Для воплощения идеи нужна поддержка предприятий.
– Это будет думающий рабочий, современный инженер, – уверен Илья Королев.
Отбор технически одаренных детей можно проводить на республиканских соревнованиях школьников-авиамоделистов и судомоделистов. Кстати, ученики учебно-экспериментальной лаборатории малого судостроения ежегодно участвуют в Кижской регате и занимают призовые места.
Несколько лет назад был разговор с генеральным директором судостроительного завода «Авангард», которому идея понравилась.
Уникальная программа развития детского научно-технического творчества в Центре «Ровесник», один из авторов которой Илья Королев, была отмечена в Москве среди семнадцати лучших в России.
– Несмотря на то что Дмитрий Медведев и Владимир Путин говорят, что надо развивать техническое творчество, на одном из семинаров в Москве мы услышали из уст чиновников, что России выгоднее пригласить китайских инженеров, чем взращивать своих, – сетует Илья Королев. – Зарубежные грантодатели денег на техническое творчество в России не выделяют. А зачем им нужно растить наших ученых?
Илья Евгеньевич уверен: предстоящий переход учреждений дополнительного образования на автономный режим работы погубит детское техническое творчество:
– Учреждение начнет сдавать свои площади в аренду, а затем и вовсе прекратит существование. Уже есть такие примеры в Великом Новгороде. Мы с коллегами посчитали: для работы группы из тридцати человек родители должны будут платить от 700 до 1500 рублей в месяц.
Сейчас техническим творчеством пока еще занимаются в Кеми, Пряже и в петрозаводском доме творчества № 2. В Сортавале недавно закрылась детская лаборатория.
Несмотря на существующие проблемы дополнительного технического образования Илья Королев с оптимизмом смотрит в будущее. Он улыбается, потому что занимается любимым с детства делом. Он себя в жизни нашел, дадут ли такой шанс его мальчишкам?
 
 «Лицей» № 2 2010