Учитель

Съезд учителей Карелии: если бы делегатом был я…

{hsimage|Учитель из поселка Вешкелица Павел Андреев: "Школа — единственный канал, который связывает людей с селом"||||} Триста делегатов соберутся 20 – 21 декабря в Петрозаводске на X республиканский Съезд учителей. Это значительная часть педагогического сообщества Карелии, но далеко не вся. Потому мы решили спросить людей, непосредственно связанных с образованием, что бы они сказали, если бы были делегатами съезда.
 
Тем более что организатор – Министерство образования РК — заявляет, что основная цель съезда — “привлечение внимания государства и гражданского общества к всевозрастающей роли педагога – главной творческой силы тех изменений в системе образования, которые предусмотрены в Программе развития образования Республики Карелия на 2011-2015 годы и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 
Итак, слово представителям гражданского общества.

Нелёгкая жизнь сельской школы
Владимир МАЛЕГИН, руководитель общественной организации “Карельское образование”: — Бываю часто в сельских школах, привожу в подарок материалы, которые можно использовать на уроках труда. Заметно, что они в лучшую сторону отличаются от городских своей культурой: дети всегда здовроваются, не слышно ругани, учителя приветливы. Приезжаю туда как к своих друзьям. На селе еще живо то нравственное начало, которого так не хватает сегодня в нашей жизни. 
Сельским школам приходится нелегко, их жестоко прессуют чиновники. Был в одной маленькой школе, где одновременно работали две комиссии! Причем государственные служащие думают не о том, как помочь школе, а как ее прижать, в чем-то уличить, наказать. Дикость! Учителя жалуются, что из-за новой системы оплаты труда стали меньше получать, хотя у многих почему-то представление, что сельские учителя жируют.
Татьяна ПАЧИНА, учитель математики (пос. Кончезеро): — На мне лежит большая ответственность по подготовке учеников к экзаменам, проведению консультаций, проверке тетрадей, руководству методическим объединением, заведованию кабинетом. Эта работа никак не оплачивается. Причем ее выполняют не все, а оклад у учителей одинаковый. То, что нам не все оплачивают, объясняют отсутствием стимулирующего фонда. Во время отпуска отменили льготы на жилье с обещанием, что расходы компенсируют в течение 7 — 10 дней. Треть моих отпускных ушла на оплату жилья, это были незапланированные расходы.
А компенсации мы не получили до сих пор! Так же бесследно пропали и наши “сельские” проценты. Насколько это законно?
 
Говорю только о материальных проблемах, а нас еще ждут нововведения, связанные с аттестацией…
Зинаида ЕФЛОВА, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией развития сельской школы КГПА: — Съезд учителей — это не только праздник или презентация достижений образования. Прежде всего это место и время для подведения итогов, для обсуждения реальных проблем, которых сегодня немало в нашем образовании. Один из животрепещущих проблемных вопросов, на мой взгляд, судьба малочисленной сельской школы. Сколько их в нашей республике? Пока большинство. Сельские школы сегодня быстро меняются в своей структуре и в содержании: реструктуризируются, филиализируются, укрупняются… Однако год от года их становится все меньше. Сельским детям предлагается либо ежедневный автопроезд по известным своей неустроенностью нашим дорогам, либо интернатское детство. А учителям? Кому повезло — нашлась работа в более крупной школе, туда он приходит на правах новичка. Кому нет, оказался свободным.
Вал оптимизации катится по всем районам республики. Возможно, есть в этом явлении некоторый экономический эффект. Но эффект повышения качества и доступности образования под большим сомнением. А налицо психологический и физический дискомфорт у сельских детей, педагогов, родителей.
Педагоги маленьких школ обычно скромные и терпеливые люди. Они не выпячивают свои достижения и не вылезают вперед. Съезд, дай им слово!

Что ещё придумают наверху?

{hsimage|Сегодня учитель отвечает за все||||} Наталья АРТЕМЬЕВА, учитель русского и литературы средней школы № 10: — Я бы спросила о модернизации образования. Как учителя относятся к тем реформам образования, которые в последнее время следуют одна за другой: ЕГЭ, ГИА и КИМы? Что еще придумают наверху, какие аббревиатуры, чтобы усложнить жизнь и учителям, и ученикам? 
Михаил КЛЮКИН, учитель истории школы №29 им. Т.Ф.Сепсяковой: — Думаю, ничего бы не говорил. Это выступление ничего не даст на практике, и я не сторонник подобного рода собраний. Честно сказать, вообще первый раз слышу о таком съезде.
Анна СИЛИНА, учиель русского языка и литературы лицея № 40: — Пожалуй, задала бы риторический вопрос: почему Год учителя прошел мимо учителей? И даже не просто мимо, а отнял у них федеральные деньги за классное руководство?
Без свободы творчество невозможно
Алла НЕСТЕРЕНКО, кандидат педагогических наук, ТРИЗ-специалист: — На съезде, как, впрочем, и в классе, выступать надо, понимая, какой результат ты хочешь и можешь получить. Я не рассчитываю сегодня на результат в своем городе, в своей республике. Я просто боюсь планировать здесь какие-то результаты.
С коллегами мы мечтали вырастить в Карелии тризовскую школу, где дети, учителя и родители будут вместе учиться решать проблемы. Это нужно нам самим, городу, республике, стране. Любые инновации в образовании — это прежде всего ответственность, поэтому мы много лет нарабатывали материал, который позволил бы давать базовые знания и одновременно учить решению проблем. Мы готовы нести ответственность за такой учебный процесс, но она предполагает большую долю свободы, ведь без свободы невозможно творчество. 
Я много езжу по стране и знаю, что в образовании сегодня везде тяжело. Но все-таки разница есть. Есть места, где профессиональная компетентность ни от чего не защищает педагога на его рабочем месте. Есть другие примеры, когда люди, работая профессионально и честно, уверены, что никто не отберет у них возможность дальше заниматься любимым делом. Не буду скрывать, я стараюсь работать в таких местах, и все чаще ищу работу за пределами республики и для себя, и для коллег. 
Что предложить съезду учителей Карелии? Просто вспомнить, что у человека всегда есть выбор, что наше рабочее место — это наша ответственность, что педагог (учитель, воспитатель, администратор — все равно) не может быть зависимым и несамостоятельным — это несовместимо с профессией. Если все, кто работают сегодня на разных этажах системы образования, вспомнят об этом, наверное, мы сможем с оптимизмом смотреть в будущее.
Не упустить главное
Василий ЕРЕМЕЕВ, тьютор Центра Дистанционного обучения РК: — За короткий период в мире произошло невероятно много разного рода изменений. И, конечно, школа также изменилась, изменились и мы, учителя, и наши дети. В этой земной суете, в постоянных делах, есть ли у нас чуточку времени, чтобы задуматься о жизни, о ее смысле, о том, что ждет нас впереди, о том, что будет с нами? Живем ли мы надеждой, верой, любовью или наши дни в суете улетают в бесконечность, не имея ценности? В эти дни хочется пожелать всем нам вовремя увидеть и не упустить главное.
Светлана АРТЕМЬЕВА, отличник народного просвещения РСФСР: — Дети бегут из школы, бегут от казенного, заформализованного отношения к ним педагогов. Когда ученики ходят в школу только по обязанности, когда не находят друга среди педагогов, они уходят к другим взрослым, с которыми им легко познавать жизнь. И не всегда этим другим взрослым мы бы доверили своего ребенка. Как сделать так, чтобы дети во всех уголках нашей страны не бежали из школ, а с радостью шли туда? Одна из причин в том, что дети терпят словесное насилие и только потому, что ходить в школу — их строгая обязанность, причем в ту школу, куда отдали родители. Только представьте себе, какое количество слов мы произносим ребенку за 11 лет его пребывания в школе. Одну треть из них составляют назидания, окрики, укалывания. Когда ученики постоянно слышат нравоучения, когда видят, что педагоги говорят одно, а сами поступают по-другому, это вызывает протест. Именно здесь рождается не только неуважение к мнению взрослых, но и нежелание в будущем заботиться о стариках.
Как научиться слушать и слышать учеников, и через это умение обучать, воспитывать и развивать их? Важно захотеть услышать то, что он говорит. Важно уважительно относиться к его праву на личную жизнь, чувствам, взгляду на мир, свободе и праву на ошибку. Если мы хотим, чтобы ученикам захотелось с нами разговаривать, мы их порою не совсем уверенные шаги обязаны поддерживать добрыми словами, например, такими: «Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует. С каждым разом у тебя получается все лучше! Ты на верном пути. Это как раз то, что нужно. Мне без тебя не обойтись. Я знала, что тебе это по силам. Горжусь тем, что тебе это удалось!» 
Дети мало слышат от педагогов хороших слов о себе, о нашей Родине. Все мы обязаны своей жизнью предыдущим поколениям. Школа растит детей, которые будут жить в России, значит, нельзя отрывать их от нашей почвы, морали, культуры, языка и традиций. Нужно передавать им все это, чтобы они могли быть самобытными людьми, любящими свое Отечество, даже проживая за тысячи километров от него. 
Всегда рядом с великими мыслителями стояли великие учителя. Благодаря упорному труду любящих свою профессию учителей будут привиты уже новому поколению основы общечеловеческой морали, народные традиции, культура и язык. Как хрупкая травинка пробивается сквозь асфальт, так и человеческая духовность стремится пробиться сквозь грубую коросту меркантильного времени, жестких антигуманных приоритетов. Как все живое питается солнцем, так любовью, милосердием, состраданием живет душа. Трудно вырастить интеллектуала с богатым внутренним миром и прекрасной душой, но истинному учителю это по силам.
Вот о чем подумала я накануне учительского съезда. Передается не сам опыт, а мысли, рожденные опытом. Если какое-то слово или фраза лягут в основу ваших собственных раздумий, буду рада. 
 
Есть предложение…
Николай САВИН, учитель информатики школы № 2 (Питкяранта): — На X съезде учителей Карелии предлагается обсудить концепцию программы развития образования в республике до 2015 года, разработать и принять региональный профессиональный стандарт. Эти вопросы сейчас волнуют педагогическую общественность, в том числе и учителей нашей школы. Поэтому в своем выступлении я бы подробно остановился на вопросах, связанных с внедрением нового образовательного стандарта, оснащением школы современным оборудованием и, конечно, затронул бы тему сохранения здоровья учащихся. 
Сказал бы и о необходимости дистанционного сервера для обучения учащихся по различным предметам. Школы перешли на профильное обучение в 10 — 11 классах, которое позволяет учащимся выбирать углубленную подготовку по определенным предметам. В маленьких школах нет возможности разделить детей по профилям, чаще всего выбирается общеобразовательный. Да и в условиях городских школ есть дети, которые выбирают профиль, не дающий углубленной подготовки по ряду дисциплин. Здесь как раз необходимо дистанционное обучение, чтобы углубить знания. А если в школе предмет ведется на недостаточно высоком уровне, учащийся бы мог получить квалифицированную помощь дистанционно. При этом ему нет необходимости нанимать репетитора или ездить куда-то за консультацией, все вопросы он сможет решить не выходя из дома.
Михаил ГОЛЬДЕНБЕРГ, директор Карельского государственного краеведческого музея, кандидат педагогических наук: — Уважаемые коллеги! Школу превратили в подкидную доску для вуза. Школа должна готовить человека: учить, развивать, воспитывать, а вуз — это профессионализация. Абсолютно разные задачи. Выпускные экзамены превратились во вступительные, урок проиграл репетитору. Лозунг «Мне этот предмет не нужен, я его не сдаю» задушил само понятие среднего образования. Что делать учителю?
Прежде всего попытаться сохранить интерес к себе как к личности. Чем-то надо спасаться. Краеведение — всегда перспективно для сохранения монополии на канал знаний. Учителей, любящих его, немного, а жаль. Полюбившие краеведение учителя всегда интересны ученикам. Краеведческий музей Карелии в своем обновленном виде мог бы помочь учителю сохранить интерес к своему предмету и к себе как человеку. Никакой Интернет не конкурент в этой сфере. Конечно, надо овладеть методикой общения с музеем, чтобы дети приходили в него как на урок работать. Приглашаю всех в музей за творчеством, за интересом. Миром движет интерес!

Фото Ирины Ларионовой 
 
"Лицей" № 12 2010