Учитель

Болит всё

Из девяти секций, предложенных участникам X республиканского Съезда учителей Карелии, шесть проводились в педагогическом колледже. Самую большую аудиторию собрала тема "Социализация как цель и результат образования". Учителей – сельских в большинстве — прибывало и не хватало стульев. Ведущим оставалось удивляться: согласно списку участников должно быть меньше. 
 
 
  Вопрос о роли социализации в образовании остался риторическим. Учителя поразмышляли о том, что социализация – это лишь часть образования, образование – средство социализации, что некоторые дети приходят в школу не столько учиться, сколько общаться, и школа – единственное место социализации в селе. Свое мнение высказывали и эксперты — зав. отделом педагогики и психологии института повышения квалификации работников образования Надежда Максимова и Зинаида Ефлова, заведующая лабораторией развития сельской школы КГПА. По их мнению, результат социализации – это счастливый человек, школа социализирует учеников тогда, когда дает им качественное образование. Разработать стандарты социализации в школе – большая проблема.

  В общем, много говорили о том, о чем можно говорить бесконечно. Но то и дело становилось ясно: учителям хотелось сказать о другом. Порой высказывались наперебой:

— У нас в районах сокращают психологов, закрывают кружки. А ведь в лучших школах мира с детьми работает огромное количество психологов и социальных педагогов!

У детей-мигрантов намного меньше шансов сдать ЕГЭ по русскому языку, нужна дополнительная программа, нужно искать деньги на поддержку таких детей. Нужно ввести и альтернативные ЕГЭ формы аттестации.

Проявляли активность и члены профсоюза из районов:

— Будем говорить везде: сохраните льготы сельским учителям!

Только вот их высказывания оказывались не в формате заявленных на секциях тем…

Начальник отдела образования администрации Пряжинского района Татьяна Сеппянен ставила вопросы остро:

— Мы все заложники коррупционной системы и должны пользоваться навязанными нам учебниками, которые написал какой-нибудь профессор, используя рабский труд аспирантов. По многим учебникам, представленным в федеральном перечне, невозможно учить. А мы не имеем права выбора.

  Сформулировали предложение: в обсуждаемый закон "Об образовании" предусмотреть возможность регионального переченя учебников.

Директор Беломорской открытой (сменной) общеобразовательной школы Сергей Щуковский говорил о равноправии всех видов и типов образовательных учреждений, ведь учитель вечерней смены или заочной группы выкладывается на уроке не меньше, а зарплату получает маленькую. Сергей Валентинович предложил обновить и нормативную базу для вечерних смен, на его взгляд, давно устаревшую.

Обсуждая тезисы Программы развития образования Республики Карелия на 2011-2015 годы, заговорили о нехватке денег даже на то, чтобы победителей районных олимпиад привезти на олимпиады региональные.  

  Татьяна Сеппянен подняла еще одну проблему регионального законодательства: дополнительные денежные средства выделяются на обучение детей в специальных коррекционных классах, но в сельских школах отдельного класса может не быть. Тогда нет и денег. В частности Пряжинский район, обучая таких детей, теряет около 4 с половиной миллионов рублей ежегодно.

— Если можно ухудшить положение школ, законодатели его ухудшают, — делали печальный вывод учителя.

Елена Антошко, президент карельской ассоциации AWARD, попыталась успокоить учителей:
 
  — У нас у всех всё болит, но давайте думать, что болит больше всего, и решать проблему.  
  На многие учительские предложения у модераторов от Министерства образования Карелии Ирины Груничевой и Дмитрия Ковалевского ответ был один: мы, конечно, все записываем и предложения внесем, рабочая группа над ними поразмышляет. Мол, сделаем все, что должны, но деньги вряд ли появятся.
  Ну а учителя пожимали плечами и возвращались домой, к своим проблемам. Что ж, хотя бы высказались.