Главное, Образование, Учитель

Без уверенности в завтрашнем дне

riasar.ruЛавину откликов вызвала наша недавняя публикация «Работа на износ» о зарплате педагогов, которая, по данным Минобразования Карелии, в среднем равна 30 тысячам рублей. Подавляющая часть опрошенных нами учителей — как в публикации, так и в комментариях — не верят словам министра.

 

Расхождение между официальными данными и реальной зарплатой учителей мы попросили прокомментировать  профсоюзных работников разных уровней.

 

«Не могут быть разные оклады в Лоухском и Кондопожском районах»

kokkina_ekaterinaНа одном из августовских совещаний выступила Екатерина Коккина, председатель районной организации профсоюза работников народного образования Кондопожского района. На этой встрече присутствовал и министр образования Карелии Александр Морозов, который в своем докладе огласил статистику средних зарплат по республике.

— Если представители власти будут относиться к педагогическому сообществу как к сообществу, которое выполняет миссию, наверное, тогда и отношение общества будет иным к учителю, воспитателю, педагогу дополнительного образования и в целом к школе, — сказала Екатерина Коккина, учитель истории и обществознания, которая в школе работает 37-й год. — Еще Уинстон Черчиль говорил, что школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Стоит лишь переписать учебник истории, и мы с вами имеем то, что сейчас происходит на Украине. Поэтому отношение к учителю, к его заработной плате, социальному положению, статусу, желанию работать, в том числе с одаренными детьми, — они есть не только в музыкальных школах, школах искусств, такие ребята учатся и в моем классе, очень важно. Учитель должен прийти сегодня в школу с уверенностью в завтрашнем дне и ощущением своей нужности. Чтобы получить озвученную заработную плату (речь о данных с сайта минобразования Карелии. — Ред.), надо взять полторы, 1,8 или две ставки. Это я вам точно, от народа говорю. Если 18 часов нагрузки в неделю — учитель получит 15 тысяч. Если нагрузка более 20 часов —  до 30 тысяч рублей, но работать придется день и ночь. Так что вопрос о заработной плате актуален!

Вопрос о стимулировании  и зарплате должен решаться предметно. В этом году я была на семинаре в Сочи и узнавала, как обстоят дела у коллег по России в целом. Я видела, что в зарплатах нет особой разницы, несмотря на то что в Карелии зарплаты начисляют с северными. Учителям всех регионов нужно очень много работать. Исключение — Ямало-Ненецкий АО. Вопрос базового оклада сегодня  назрел по всей стране, он важен! Не может быть так, что разные оклады, например,  в Лоухском и Кондопожском районах. Вопрос стимулирования тоже должен быть проработан государством. Стимулирование — это стимул к росту, к работе, его нельзя начислять за присутствие на совещании или проведенный урок. Не надо забывать, кто сегодня работает. Кто у нас сегодня в школах несет образовательную миссию? Учитель как я, который 30 лет в школе отработал, или молодой педагог. Молодым специалистам сложно заработать,  сложно реализоваться и проявить себя. Базовый оклад мог бы заинтересовать и поддержать молодого специалиста. Например, в Петербурге базовый оклад —  18 тысяч рублей.

 

«Мы наблюдаем положительную динамику»

meshkova_tТамара  Мешкова, председатель Карельской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации:

— Статистика — вещь лукавая. В среднюю учительскую зарплату входят отпускные, все премии, которые, как правило, выплачиваются в конце календарного года. Учебный год только начался, поэтому я бы не торопилась с выводами.   Средняя зарплата, о которой отчитываются чиновники, — это зарплата без вычета подоходного налога, который составляет 13 процентов. Если говорить о ситуации в Карелии, то она не самая критичная по России. Учителя гарантированно получают не менее 9 тысяч рублей за ставку в 18 часов. До 2018 года определено поэтапное совершенствование заработной платы. Мы наблюдаем в этом вопросе положительную динамику. Если у учителей есть несогласия или вопросы, то они могут обратиться в профсоюз или к директору школы.

 

 Надо менять закон «Об образовании»

demidov_a Андрей Демидов, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»:  

— У меня несколько версий. Например, директора единолично распределяют выделяемые бюджетные деньги в пользу приближенных преподавателей, которые об этом никому не говорят. Возмущаются те, кто мог бы претендовать на зарплату выше средней, но не получает даже средней. Другая версия  — выделенные деньги доходят до учителей неровно: то есть премия, то нет. Поэтому учитель считает, говоря о зарплате, только свою ставку, без премий. Если это так, то очевидно  — ставка не обеспечивает потребностей, создает неуверенность в завтрашнем дне. Есть и третья версия, наиболее вероятная с моей точки зрения,  —  чиновники выдают желаемое (требования выполнения указов президента) за действительное, занимаясь приписками. В закон «Об образовании» надо внести поправку, которая бы определяла уровень не «средней», а минимальной ставки и желательно, чтобы она была не ниже средней по экономике.

 

Фото Марии Голубевой и Марии Дмитриевой