Учитель

Мужчина в школе

Учителям, как и военным,
надо давать паёк и бесплатное жильё
Так считает молодой учитель Александр БЕЛОУС
 
Какая удача мужчина в школе! Молодой преподаватель химии и природоведения, только что окончивший вуз. Что заставило его в сегодняшней непредсказуемой ситуации прийти работать в школу?

Александр выбрал свою дорогу не сказать что по призванию: просто предметы биология и химия не вызывали у него трудностей, знания по ним были достаточно глубокие, вот и выбрал естественно-географический факультет КГПУ. По совету преподаватели вуза, которым он доверяет, и при отсутствии других предложений оказался в петрозаводской средней школе № 45.

– На распределении в вузе нам почти не предлагали школьных вакансий, – рассказывает Александр. – Было только 5 мест, и то не в Петрозаводске, а в районе, и только три из них с предоставлением жилья. С нашего курса в школу пошли работать всего двое или трое. Как обычно у нас – безработица при нехватке рабочих мест. Вроде бы нужны молодые кадры в школах, а вакансий нет.
Новоиспеченный учитель стразу столкнулся с грустной реальностью: дети сложные, мало чем интересуются, большие проблемы с дисциплиной, слабые базовые знания, нищенское оснащение кабинета химии – не хватает даже реактивов.
– Говорят о повышении качества образования, а на деле на все школы города было распределено в этом году всего несколько комплектов кабинетов химии. А у нас около полусотни школ… О каком качестве знаний при таких условиях можно вести речь?
Александр недоумевает, почему на этом фоне происходит забалтывание проблем. Рассказывает, что на городском педсовете в преддверии нового учебного года его поразило обсуждение на наукообразном языке узким кругом, в основном чиновничьим, глобальных задач российского образования. В то время как в зале сидели учителя-практики, которые хотели услышать, как, собственно, будут решаться конкретные проблемы, их волнующие. Но об этом ни слова.
– Должна быть связь как сверху вниз, так и снизу вверх. Вот наш президент говорит же с простыми людьми? У нас должно быть так же. На педсовете я задал волнующий меня вопрос о качестве профильного обучения, и зал меня поддержал. Возможно, уже какие-то подвижки будут. Надо прислушиваться к обычным учителям, к тому, что происходит в школах! У каждого учителя есть свой вопрос.
Александр пытается ответить на те вопросы, которые для нашей школы стали, увы, вечными. Не испорченный еще педагогическим опытом, не уставший и не зашоренный, этот молодой учитель попал в ситуацию, когда на накопившийся пласт нерешенных проблем накатывает очередная волна нововведений: вот-вот начнется переход на новую систему оплаты труда.
Александр искренне верит, что она улучшит материальное положение учителя, создаст условия для его развития. И вообще, он с оптимизмом говорит о повышении престижа профессии учителя, врача, ученого в последнее время.
Александр Васильевич производит впечатление неприхотливого человека. Согласен работать, довольствуясь малым. Поехал бы в район, если бы было, где жить, чем питаться. Смеется, что учителям могли бы как военным давать паек, бесплатное жилье и одежду. Может, это особенности натуры, может, вырос в такой семье, где не очень баловали, а может, сказывается молодость, некоторая наивность. Во всяком случае для человека, пришедшего работать в школу, эти качества не самые плохие.
Останется ли Александр работать в школе? Пока он опирается на формулу, которую узнал в вузе: если вы работаете в школе три года и у вас получается, вы остаетесь. Если нет, не надо мучать ни себя, ни детей… Время покажет.
 
"Лицей" № 10 2008