Учитель

Учитель года Карелии — Ольга Посаженникова

XIII Республиканский конкурс "Учитель года Карелии" прошел в Петрозаводске 14 — 15 мая.

Махнув рукой на несчастливое число

Ольга Посаженникова (справа) и Наталья МаркевичПредседатель жюри Анатолий Кармазин на торжественном открытии в Петрозаводском педагогическом колледже, смеясь, сказал:

— Выхожу на эту сцену в 13-й раз. И, махнув рукой на несчастливое число, надеюсь, что конкурс, как всегда, получится.

И предложил ввести традицию, когда конкурс следует за победителем:

— Может быть, учитель привезет его в Калевалу или Пряжу, Костомукшу или Сегежу?

В помощь компетентному взрослому жюри собрались старшеклассники кадетского корпуса, 46-й, 27-й, 20-й и других школ Петрозаводска. Сформировалось молодежное жюри.

Праздник для 19 участниц начался. Учительницы всегда немного торжественны и нарядны, а в этот день были настоящими красавицами. Конкурсантки из Лахденпохьи, Кондопоги, Олонца, Питкяранты, Муезерки и других карельских городов и сел заняли первые ряды. Они слушали напутственные слова жюри, выступление хора педагогического колледжа и смеялись над стихами по мотивам поэзии Маяковского, с которыми выступили 4 студента. Для учителей слова "Я планов ваших люблю громадье…" уж точно значат не меньше, чем для поэта.
Смеялись и все же с волнением ожидали старта. Впереди — два соревновательных и творческих дня. И уже через три часа первое испытание — педагогический экстрим. 

Педагогический экстрим

Член жюри Эдуард Алехин после открытого урока Натальи МаркевичНаталья Вениаминовна Маркевич волнуется перед кабинетом, в котором вот-вот начнется ее открытый урок. Говорит ученицам:

— Если увидите, что я волнуюсь, сами не волнуйтесь!

Рядом с Натальей Вениаминовной — ее супруг и сын. Они приехали из Сегежи поддержать любимую учительницу. Там, в школе № 6 она 22 года преподает математику и информатику. Сейчас в конкурсном задании "Педагогический экстрим" Наталья Вениаминовна играет в психологическую игру с 10 девчонками. У каждой из них — жетоны, на которые можно "купить" несколько жизненных ценностей. Приходится выбирать между здоровьем семьи и прибыльным бизнесом, настоящим другом и славой. И не только дети, но и зрители, жюри задумались: а правильный ли выбор делаем в жизни мы. После, анализируя открытый урок, Наталья Вениаминовна пояснила жюри:

— Если коротко, я хотела, чтобы  ребята задумались о смысле жизни. Эта игра поможет в нужный момент принять правильное решение.

Педагогический экстрим участницы превратили и в конкурс, и в театр, и в сказку. Все пользовались современными технологиями: компьютером, проектором. При этом вкладывали максимум творчества в традиционные методики. Анна Михайловна Макарова из Ведлозерской средней школы даже пела, завершая урок.

Канопус, Кассиопея и другие

Открытый урокПервый день для конкурсанток закончился презентацией индивидуальных планов профессионального развития, второй начался 30-минутными мастер-классами для студентов педагогического колледжа. После полудня объявили финалистов, которые под сказочно-звездными именами Вега, Капелла, Канопус, Кассиопея говорили в Интернет-чате о новых стандартах в образовании, об одаренных и сложных детях, о "новой школе":

Солнце: Готовы ли вы быть учителем в новой школе? Аргументируйте свой ответ. Спасибо.

Канопус: Учителя очень мобильные люди, заинтересованные люди. Важно, чтобы выпускник школы соответствовал современному времени.

Кастор: Одарённые дети есть в глубинке, дать им возможность развиваться, нужны инвестиции.

Андромеда: Готова меняться со временем.

Антарес: Готова быть учителем. Во-первых, есть цель, есть задачи, есть желание, свое собственное, не продиктованное сверху.

Андромеда: Не хочу останавливаться — только вперёд.

Капелла: Повторяю, очень люблю работать с одарёнными детьми и заниматься здоровье сберегающими технологиями.

Вега: В сельских школах достаточно и одаренных детей и талантливых учителей, да и материально-техническая база на высоком уровне.

Кассиопея: Одаренные дети требуют творческой обстановки, и школа 21 века должна помочь им стать творцами нашей страны.

Антарес: Ребенок ведь давно уже в новой школе, это учителя еще на подходе.

Какое-то большое чувство…

Объявить победительницу организаторы не спешили. Семь финалисток поднялись на сцену, чтобы пройти последние испытания. Их приготовили Учителя года предыдущих лет. Кузнечику, бабочке, божьей коровке или комару стать символом Ассоциации "Учитель года Карелии" решали финалистки. Членами Ассоциации они стали автоматически, как только вышли в финал. Правда, свой символ — пчела — у нее уже есть. "Сеять разумное, доброе, вечное, любить детей и все человечество…" — давали клятву во втором испытании учителя, положив руку на указку.

Молодежное жюри конкурса признало лучшей Екатерину Александровну Малышеву, учительницу русского языка и литературы Рыборецкой средней школы Прионежского района. В Интернет-голосовании, набрав на момент награждения 17801 голосов, победила Юлия Анатольевна Котова, учитель начальных классов школы №1 г. Питкяранты. Правда, по статистике на сайте http://minedu.karelia.ru  можно увидеть, что Катя Пушкина, например,  проголосовала за любимую учительницу более 320 раз, Алена Вологодская — более 300, а Сережа Волошин — 280 раз.

Лауреатами стали Екатерина Александровна Малышева из Прионежья, Татьяна Владимировна Аталян из Петрозаводска, Ирина Геннадьевна Юнаковская из Кондопоги, Наталья Вениаминовна Маркевич.

Наконец объявили и победителя. Учителем года Карелии — 2009 стала Ольга Михайловна Посаженикова. Ольга Михайловна 12 лет преподает русский язык и литературу, работает в Петровской школе и так говорит о себе: "Я… люблю Небо и Солнце. Звуки, которыми дышит Жизнь. Люблю — очень! — свою заповедную скамеечку , на которой так чудно думается.. Люблю мороженое и кататься на коньках. И люблю свою школу, свой Дворец и людей, которые Это все создали. Глубоко люблю Своего Учителя. Уважаю свои корни…"

Позади экзамены и переживания. Она стала лучшей. Волнуясь, с букетом в руках, победительница прочитала наизусть Марину Цветаеву:

Сегодня таяло, — сегодня
Я простояла у окна.
Ум — отрезвлённей, грудь — свободней,
Опять умиротворена.
Не знаю отчего, — должно быть,
Устала попросту душа,
И как-то не хотелось трогать
Мятежного карандаша.
Так простояла я — в тумане, —
Далёкая добру и злу,
Тихонько пальцем барабаня
По чуть звенящему стеклу.
Душой не лучше и не хуже,
Чем первый встречный, — этот вот,
Чем перламутровые лужи,
Где расплескался небосвод,
Чем пролетающая птица
И попросту бегущий пёс,
И даже нищая певица
Меня не довела до слёз.
Забвенья милое искусство
Душой усвоено уже.
— Какое-то большое чувство
Сегодня таяло в душе.

Фото автора