Главное, дополнительное образование, ИКТ и дистанционное обучение, метод проектов, подходы, системы, технологии, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник), Проект в дистанте

Игрушки из слов-4

Глеб Васильев в сказке "Голубой светофор"
Глеб Васильев в сказке «Голубой светофор»

О новых возможностях информационных технологий для решения старой, но по-прежнему важной задачи – научить детей читать с удовольствием.

 

«Сказка кончилась, и тем не менее место для того, что было потом, всегда найдется».

Джанни Родари «Грамматика фантазии»

Так получилось, что проект «Сказкочитатель» на экспериментальных площадках по ОТСМ-ТРИЗ технологии оказался новогодним – мы завершали им Год литературы. Часть работы пришлась на время каникул, и заключительные задания были рассчитаны на семейное творчество: создание собственного календаря и Гугл-карты «По страницам сказок Родари».

В помощь детям и их родителям были предложены скринкасты «Как создать собственный календарь», «Как сделать Гугл-карту», «Как поставить ссылку на свою работу». Сегодня эти видеоинструкции можно найти на сайте https://sites.google.com/site/skazkocitatel

 

Сказочные календари

Задание выглядело так:

Календарь Севы Елисеева
Календарь Севы Елисеева

«Сделать собственный новогодний календарик — это здорово. Но в этом проекте нужно сделать не простой календарик, а сказочный.

Многие ребята любят делать календари про себя и свою семью. Давайте объединим темы, например, так: сделаем календарик на тему «Я (моя семья, мой класс) в сказках Родари». Думаю, получится интересно!»

Первыми снова были четвероклассники из интерната для слабовидящих детей. Им родители практически не помогали и рассчитывать можно было только на поддержку Екатерины Юлиановны. А сделать календарь и карту хотелось, поэтому четвероклассники управились с работой еще до новогодних каникул. И мы получили первый вариант календарей, который повторялся затем в разных вариациях многими участниками.

Календарь Саши Гуревича
Календарь Саши Гуревича

Оценивая работы, я старалась удерживать в поле зрения ребят три признака: 

1) это должен быть календарь, сделанный с помощью сервиса http://calendarum.ru

2) в работе должен каким-то образом присутствовать сам автор (или его семья) и «Сказки по телефону» Родари; 

3) дополнительные баллы приносит новизна, т.е. календарь должен существенно отличаться от того, что сделали другие участники.

 

Ребята вместе с  родителями нашли немало способов оформления календарей, встраивания себя в сказочный мир Родари:

— календари украшались фотографиями обложек книги «Сказки по телефону», изданных в разное время в нашей стране;

— фоном для календаря становились собственные рисунки ребят;

— использовались понравившиеся авторам рисунки различных участников конкурса и их фотографии;

— с помощью других интернет-сервисов создавались коллажи, которые тоже становились основной календаря;

— фоном для одного календаря стала карта, сделанная в рамках другого задания.

 

Календарь Семена Куманяева
Календарь Семена Куманяева
Календарь Лизы Бутко

 

Италия в «Сказках по телефону»

И последнее творческое задание

«По сказкам Родари можно изучать географию Италии. Сколько там названий городов… и каждый можно найти на Гугл- или Яндекс- картах. Истории сказочные, а города — настоящие. 

Сделайте такую карту, отметив города и местечки в Италии, о которых вы прочитали в сказках…».

В одном из сообщений форума я прочитала «Когда мы с папой второй раз перечитывали сказки Родари, чтобы составить карту…». Действительно, выловить из текста все географические названия, найти их на интерактивной карте Google или Yandex – это достаточно серьезная работа, требующая хорошего владения текстом.

Признаюсь, моих знаний не хватило, чтобы проверить карты качественно.  Позднее, в задании «поймай ошибку»  Феликс Шубин, один из участников конкурса, обнаружил, что в Италии два местечка Сант-Антонио, и некоторые участники указали на карте не то место, которое имел в виду Родари.

Творчеству в этом задании  тоже нашлось место.

— Города на карте отмечали картинками телефонов, книжек и даже миниатюрными изображениями гербов этих городов;

— в описаниях размещали фотографии с видами каждого города;

— иллюстрировали каждое описание рисунком к сказкам, действие в которых происходит в данном месте, ссылками на аудиозаписи сказок.

 

Карта Глеба Васильева
Карта Глеба Васильева

 

Погоня за ошибками

В последнем конкурсе мы ловили ошибки других участников. За каждую пойманную ошибку можно было получить 3 балла. Так я отчасти решила проблему исправления ошибок в сообщениях детей. Исправить все было практически невозможно и, главное, дети обычно не обращают внимания на исправления, сделанные при проверке работ. А это задание как раз обращало их внимание на орфографию, пунктуацию и даже стилистику.

Включились в работу немногие (здесь тоже, очевидно, требовалась поддержка взрослых), но те, кто включился, поработали с пользой и весело. Вот фрагмент нашей переписки.

Переписка в форуме "Поймай ошибку"
Переписка в форуме «Поймай ошибку»

Заключение

Конкурс окончился – марафон длиной в полтора месяца для всей нашей нескучной и, как оказалось, немного фанатичной компании детей, педагогов и родителей.  Ниже их впечатления.

«…Попутно с заданиями проекта приобретались новые умения — по возможности учила сына новому в работе на компьютере: делать скриншоты с экрана, сохранять презентацию в графическом формате, кроме того занимаемся с ним в «Фотошопе»…

За время работы в проекте мы виртуально сдружились с участниками! Столько талантливых, умных девчонок и мальчишек и родителей, которые поддерживали детей, работая сообща в проекте! А чаще дети сами нас учили чему-то новому, посмотреть совсем по-другому на простые вещи!» 

Фарида Васильева, мама Глеба

 

«Вы открыли для нас сказочный мир Джанни Родари. Всем известны произведения «Путешествие Голубой Стрелы» и «Приключения Чиполлино». Но «Сказки по телефону» мало известны. В этом и ценность! Нам очень полюбились эти короткие истории, после прочтения которых Ангелина написала подряд две сказки.

А загадки «Самое главное одним предложением» научили детей выделять главную мысль. Как здорово они наперегонки разгадывали их!

Интересны были и задания, связанные с интернет-технологиями. Мы впервые сами создавали карту и календарь!»

Ангелина Сукманова и ее мама Лилия Сергеевна, Тольятти

 

И наконец, мой самый любимый отзыв:

«Вам удалось собрать здесь «море» детей: одаренных и позитивных. Вы делаете замечательное и очень нужное дело —  создаете добрую интересную интернет-среду для детей…»

Вера Галкина, учитель гимназии №77, Тольятти

 

Да, вот это мы и пытаемся делать. И не только на сайте ОТСМ-ТРИЗ площадок, но, прежде всего —   на портале  «Новая вершина» республиканского центра «Ровесник», который работает для детей Карелии. И, кстати, мы все-таки запустили этот проект для карельских школьников.

 

Когда-то давно, работая в экспериментальном классе, я придумала для себя термин «творческое чтение», раскрыв его примерно следующим образом.

 Творческое чтение предполагает:

– Создание на основе текста собственных речевых продуктов, в первую очередь – загадок.

– Создание на основе текста произведений в других видах художественного творчества (рисунки к тексту, театрализация). Сегодня в этом ряду у нас добавились инсталляции, календари и карты.

– «Причитание» (помните, как говорилось в «Алисе в стране Чудес»? Причитать – читать то, что в книге не написано). Для меня здесь важнее возможность «дочитать», «досказать» истории, угадать то, о чем прямо не сказал автор.

– И главное: выявление и творческое использование приемов, которыми пользуется автор. Например, приемов получения фантастических идей в сказках Родари.

 

Позднее я узнала, что творческое чтение в советской дидактике было известно еще в начале прошлого века, что отражено, в частности, в работах С.И. Абакумова. По сравнению с нашими открытиями, там отсутствует только  последний пункт – выявление и применение использованных автором приемов. Но этим (позднее, в 70-е годы) предложил заняться сам автор «Сказок по телефону» в своей замечательной книге «Грамматика фантазии». Так что в данной работе нет особой новизны, я просто попробовала воспользоваться новыми возможностями информационных технологий для решения старой, но по-прежнему важной задачи – научить все-таки детей читать с удовольствием.

Подробности этого проекта — на посвященном ему Гугл-сайте.