ИКТ и дистанционное обучение, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник), цифровые ресурсы (ЦОР)

Учителю об электронных ресурсах

Обложка книги
Обложка книги

Число электронных образовательных ресурсов стремительно растет, бросая педагогам новые вызовы: как сориентироваться в потоке цифровой наглядности, системах электронного обучения, развивающих компьютерных играх? Как выбрать и быстро освоить то, что действительно необходимо современному учителю?

Ответить на эти вопросы поможет  монография, написанная карельскими учеными, кандидатами педагогических наук Аллой Витухновской и Татьяной Марченко. Мы публикуем анонс книги с уверенностью, что она окажется полезной широкому кругу педагогов и исследователей.

В книге «Электронные образовательные ресурсы в информационной образовательной среде школы» обобщены результаты многолетнего исследования проблем проектирования, разработки и использования средств ИКТ в школьном обучении. В своей монографии авторы подробно рассматривают понятие «электронные образовательные ресурсы» (ЭОР),  предлагают обобщенную классификацию ЭОР по различным основаниям деления, вооружающую педагогов знаниями о многообразии и возможностях разработанных электронных образовательных ресурсов. Анализируется каждый из видов ЭОР:

— педагогические программные средства,

— учебно-развивающие программные среды,

— ЭОР простой структуры (компьютерные задания, создаваемые с использованием прикладных программ общего назначения),

— системы управления обучением.

Перечисленные виды ЭОР иллюстрируются конкретными примерами.

Известно, что понятие «информационная образовательная среда» обычно относится к  учебному заведению. Авторы книги вводят новое понятие — «информационная образовательная среда урока». Реализован содержательный подход к этому понятию, на основе чего впервые введено и подробно рассмотрено понятие «ИОС компьютерного урока» как системно организованной совокупности информационного, технического, учебно-методического обеспечения, отобранного учителем для проведения конкретного компьютерного урока (цикла уроков) по определенной теме в определенном классе.

На основе анализа деятельности учителя, обеспечивающего интеграцию средств ИКТ в учебный процесс, разработан авторский подход к проектированию информационной образовательной среды компьютерного урока. Процесс проектирования ИОС компьютерного урока включает в себя: логико-дидактический и методический  анализ изучаемого содержания, проектирование комплекса целесообразных ЭОР, проектирование и самостоятельную разработку недостающих и/или альтернативных ЭОР,  разработку компьютерного урока с использованием отобранного комплекса ЭОР, проведение урока с использованием отобранного набора ЭОР  и/или интернет-технологий, анализ и корректировка компьютерного урока.

Представлен анализ результатов социологического исследования учителей Республики Карелия и Мурманской области. Полученные результаты  свидетельствуют о готовности учителей к использованию средств ИКТ, и, в частности, ЭОР на своих уроках, подтверждают значимость авторского подхода к поэтапному проектированию ИОС компьютерного урока.

Разработанный теоретический подход реализован в процессе проектирования ИОС компьютерных уроков по различным темам начального курса математики.

Об авторах:

Витухновская Алла Александровна — кандидат педагогических наук, доцент;

Марченко Татьяна Сергеевна — кандидат педагогических наук, доцент ПетрГУ.