дополнительное образование, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник), портреты занятий

Изучаем лесные пожары

Лесные пожары – горячая тема карельского лета, она, конечно, будет обсуждаться в летних лагерях. Мы надеемся, что материал педагога из Сортавалы поможет  провести заинтересованный и продуктивный разговор о лесных пожарах.

Занятие рассчитано на группу детей в возрасте 10-12 лет. Время проведения 2 часа.

Цель: изучить некоторые особенности лесных пожаров и правила поведения в зоне лесного пожара.

Задачи:

– формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, знакомство детей с правилами безопасного поведения в природе;

– развитие у детей логического мышления, творческого воображения, умения рассуждать;

– воспитание чувства бережного отношения к природе и к своему здоровью;

– воспитание чувства товарищества и коллективизма, умения работать в парах, в группе

Место проведения: учебный кабинет

Материалы и оборудование: презентация, компьютеры, медиапроектор, экран, записи музыки леса и ритмичной музыки для игр, жетоны, призы для награждения, карточки с написанными на них ролями для театра, чистая бумага, фломастеры.

 

Ход занятия

Этап 1. Организационный момент

Приветствие.  Деление на команды.  Название команд. Повторение правил работы в группе.

Этап 2. Введение в тему. Целеполагание. Сообщение темы занятия

sm1Познавательная мотивация и эмоциональный настрой обучающихся.  Звучит музыка леса.  Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся? Почему вы так решили? (слайды 1-5 презентации)

Чтобы узнать тему занятия, нам необходимо отгадать несколько загадок.

С языком – не лает,

Без зубов, а кусает.

Без рук, без ног, а бушует,

Шипит и злится, а воды боится. (Огонь)

Без рук, без ног к небу ползет. (Дым)

Кто опасен всей округе

Знойным днем, в шальную вьюгу?

Кто оставит нас без крова,

Без пальто в мороз суровый! (Пожар)

Вопрос командам. О чем мы сегодня будем говорить? О чем бы вы хотели поговорить на этом занятии? Что хотите узнать, посмотрев на тему занятия? Ваши варианты зарисуйте и прикрепите к стенду «Цели занятия». Мы вернемся к вашим пожеланиям в конце занятия. На этапе подведения итогов занятия  дети  будут анализировать, насколько занятие соответствовало их ожиданиям.

 

Этап 3. Основная часть

слайд 6
слайд 6

(слайд 6)

3.1. Пожар, причины его возникновения. Театр – экспромт “Сказка об огне”

Действующие лица по числу участников: огонь, человек, деревья, дети, бабочка.

Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Вот увидел огонь дерево и давай с ним играть! Дерево погибло. Заметил огонь красивую бабочку и ну за ней! Опалил огонь крылья бабочке, та упала наземь. Повстречал огонь человека:

– Слушай, человек, давай померимся силой.

Человек согласился, вот началась схватка. Человек то так, то сяк уворачивался от огня и решил применить хитрость. Заманил он горячего борца к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени, и хотел было затушить. Но взмолился огонь:

– Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но иногда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему.  Тогда огонь показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям.

 

В народе есть пословица “Дерево с огнем не дружит”. Если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда! Почему так говорят? Приведите доказательства народной мудрости.

Вопрос командам. А какая может прийти беда? (пожар)

Вопрос командам. Что такое пожар? (Ответы детей фиксируются на доске).

слайд 7
слайд 7

Вывод на основе ответов  детей: Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, и даже гибели человека или животных (слайд 7.1).

Задание командам. Ролевая игра.

А) Составьте рассказ, используя данные слова. 1. Охотник, не заметил, брошенная горящая спичка, дым, беда, окурок 2. Мальчики, выжигали траву на лесных полянах, играли спичками, помощь подоспела  3. осколок стекла, куча мусора, отдых, молодые люди, заметили огонь

Б) Покажите вашу проблемную ситуацию в короткой театральной сценке.

Данное задание ориентировано на анализ информации и установление причинно-следственных связей,  опирается на жизненный опыт детей,  развивает их  речь  и творческое воображение.

Задание командам. Какие причины возникновения пожаров вы увидели в своих рассказах? Назовите их. Существуют ли другие причины возникновения лесных пожаров? (Ответы детей необходимо сгруппировать, зафиксировав на доске):

1. брошенная горящая спичка, окурок; непогашенный костер; тлеющие охотничьи пыжи из пакли или бумаги;

2.  люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;

3. осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;

4.  хозяйственные работы, которые ведутся в лесу с нарушением правил техники безопасности (Корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог и т.п.).

Вывод: Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Кто или что является виновником лесного пожара? Ответы детей:  Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – ЛЕС горит по вине человека (слайд 7.2).

Когда начинается сезон лесных пожаров? Почему? (Ответы детей)

Вывод.  Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.

Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике страны и окружающей нас природной среде. Лесные пожары бушевали в 1998 году на территории острова Сахалин, который тогда называли «пылающий остров». Эти пожары охватили более 420 тыс. га. В последние годы  лесные пожары в Подмосковье принесли немало бед местным жителям. Сгорели не только лесные участки, но и целые деревни. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются зоной бедствия.

 

3.2. Виды пожаров

Задание командам

слайд 8
слайд 8

Вам даны тексты для самостоятельной работы  (слайд 8). В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, верховые и почвенные (подземные). Соотнесите содержание текста и определите, о каком виде пожара идет речь  (Приложение 1).

Самопроверка (слайд 9)

слайд 9
слайд 9

При низовом или беглом – огонь движется по поверхности почвы и сжигает лесную подстилку, траву, мелкие сучья, валежник и подрост, обжигает нижние комлевые части стволов деревьев. Особенно при этом повреждаются ель и пихта, имеющие тонкую кору. Скорость движения огня при низовом пожаре от 40 до 100 м/ч. Это самый распространенный вид лесных пожаров. При низовом пожаре дым светло-серого цвета. Беглый пожар, особенно вначале, можно остановить захлестыванием ветвями.

слайд 10
слайд 10

(Слайд 10) При верховом пожаре пламя охватывает кроны деревьев. Море огня движется со скоростью 2-5 км/ч, захватывая большие площади и принося страшные разрушения. Верховые пожары наиболее опасны, и борьба с ними особенно трудна. Дым при верховом пожаре темно-серый. Потушить такой пожар водой невозможно. Для борьбы с ним прорубают разрывные просеки или пускают встречный огонь (слайд 11).

слайд 11
слайд 11

(Слайд  12) При подземном пожаре горит перегной и торф. Огонь движется со скоростью нескольких метров в сутки, причем часто не выходит на поверхность. Деревья на площади пожара падают, создается сильная захламленность и усиливается общая угроза пожара в дальнейшем. Дым от подземного пожара едкий, с сильным запахом торфа.

слайд 12
слайд 12

Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.

Физминутка. Команды встают в ряд. Им выдаются воздушные шарики красного и оранжевого цвета, символизирующие огонь. Игроки передают шарики по цепочке. Побеждает та команда, огонь которой пройдет всех игроков быстрее. Итак, изображаем низовой пожар. Музыка. А теперь изображаем верховой пожар. Музыка (Слайды 13 – 16).

слайд 13
слайд 13
слайд 14
слайд 14
слайд 15
слайд 15
слайд 16
слайд 16

 

3.3. Правила безопасного поведения в лесу

Задание командам. Чтобы не навредить лесу и не допустить возникновения пожара, необходимо соблюдать правила поведения в лесу. Нарисуйте их  (Не бросайте в сухую траву горящие спички, не разводите костры в местах с сухой травой, в хвойных молодняках; Не зажигайте траву под деревьями, на лесных полянах; Не оставляйте в лесу бутылки и осколки стекла; Не оставляйте в лесу легковоспламеняющийся промасленный обтирочный материал)

Демонстрация рисунков.  Сформулируйте правила по вашим рисункам.

3.4. Действия при попадании в зону пожара

слайд 17
слайд 17

Задание командам. Подумайте, какие нужно предпринять действия, если вы все же оказались в зоне пожара (слайд 17).

Сообщите о пожаре в службу лесного хозяйства, или позвоните 01.

Возникший небольшой низовой пожар в лесу постарайтесь сбить ветками или забросать грунтом.

Если воздух сильно задымлен, дышите через мокрый платок, шарф. Помните: у земли задымление меньше.

Нельзя бежать в загоревшейся одежде! Лучше сбросить ее или загасить огонь, катаясь по земле.

Задание проблемного характера. Вы попали в зону пожара, вам необходимо выйти из опасной зоны… При выполнении этого задания детям необходимо указать, с какой стороны движется огонь, куда дует ветер. Куда вы пойдете? (перпендикулярно направлению движения огня навстречу ветру). Почему вы сделаете именно так? Вопросы данного задания позволяют развивать логическое мышление, умение делать умозаключения, развивать речь, вычленяя в тексте главное (слайды 18-21).

слайд 18
слайд 18
слайд 19
слайд 19
слайд 20
слайд 20
слайд 21
слайд 21

 

 

 

 

 

 

Для борьбы с лесными пожарами создана специальная пожарная служба (слайды 22-24).

слайд 22
слайд 22
слайд 23
слайд 23
слайд 24
слайд 24

 

Этап 4. Подведение итогов. Награждение победителей

Чтобы вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, посмотрите на экран.

слайд 25
слайд 25

(Слайд 25) Стихотворение  «Лесной пожар».

слайд 26
слайд 26

Ответьте на вопросы (слайды 26-27).

Давайте вместе оценим занятие:

– Организация рефлексии обучающихся.

В начале занятия вы сами определили цели нашего занятия. Если мы их достигли – заберите свои листочки, если нет – оставьте.

– Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня? Когда вы сможете ими воспользоваться?

слайд 27
слайд 27

– Оцените занятие и работу вашей группы на нем. Ваш выбор обоснуйте (Слайд 28 – Работа с помощью программы WordArt).

слайд 28
слайд 28

(Слайд 29). Подсчет жетонов. Награждение.

Домашнее задание.

– Подумайте,  в каких случаях именно вы можете стать причиной пожара, какие предостережения можете дать детям своего возраста. Изобразите свои мысли в небольшом рисунке,  плакате, буклете.  По результатам домашнего задания оформляется выставка творческих работ детей.

– Разгадайте головоломку. Найдите слова в головоломке: вода, дым, пламя, топор, кислород, жизнь, эвакуация, дверь, окно, дети, пожарный, пожарник, спички, ожоги, источник, газ, бригада, лестница, сирена, лифт.

(Помните, что слова могут быть написаны по диагонали, вертикали, горизонтали и по всем указанным направлениям наоборот)

 

Занятие  закончено. Спасибо за вашу работу!

Литература:

  1. Лес и общество (основы формирования общественного мнения). Пособие для работников лесного хозяйства. М.: ВНИИЦлесресурс. 2000 г.  208 с.
  2. Лес и человек / Под ред. Е.А.Щетинского. М.: Просвещение, 2000. 126 с.
  3. Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров. / Федеральная служба лесного хозяйства России. М. 1997. 96 с.
  4. Указания по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб / Федеральная служба лесного хозяйства России. М.1993. 32 с.
  5. Гиряев Д.М. Как уберечь лес от огня. М.: Изд-во «Агропромиздат», 1989. 286 с.
  6. Суходольский В.П. Несложенная песня. Стихи. Благовещенск. Изд-во «Зея», 1993 г.-192 с.
  7. Щетинский Е.А. Охрана лесов. М.: ВНИИЛМ, 2001. 360 с.
  8. Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров: Пособие для лесных пожарных. М.: ВНИИЛМ, 2002. 104 с.

 

Литература для детей:

  1. Атаманюк В.Г. и др. Гражданская оборона. –  М., 1998;
  2. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях:  Учебник для населения / Под общей редакцией зам. министра МЧС России Г.Н. Кириллова. – М.. 2010;
  3. МО СССР, «Руководство по эксплуатации средств защиты», М., 1988;
  4. http://fevt.ru/load/lesnye_pozhary_powerpoint/92-1-0-512

Презентация к занятию:

Об авторе: Смородова Елена Александровна –  педагог дополнительного образования высшей категории МБОУ ДОД Сортавальского МР РК ЦРТДЮ