дополнительное образование, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Керамика. Лепим с удовольствием

На занятии керамикой
На занятии керамикой

Продолжаем делиться секретами студии керамики.  Теперь предлагаю несколько советов, которые помогут увлечь керамикой  даже младших школьников.

На начальном этапе все действия лучше объяснить и продемонстрировать одновременно.

Перечислим типичные трудности, возникающие в процессе лепки у детей:

1. Увлечься работой на первом этапе детям мешает нелюбовь к «серому материалу», если предыдущий опыт был с цветным пластилином и пластиком, да и боязнь грязных рук отталкивает. Нужно показать обожженное изделие, раскрашенное, а уж в быту керамика всегда найдется, можно и своей поделкой похвастаться.  Привыкнуть к материалу поможет игра в лепку лепешек, бусинок или «ласточкиного гнезда», сопровождаемая рассказом о лечебных грязях и аппликациях.

2. Часто трудности связаны с  неправильным положением рук, например, при создании шара. Нужно показать приемы скатывания в ладошках и скатывания на столе. Пусть дети выберут более удобный для себя способ. При этом следует подсказать, что кисть руки должна хорошо  сгибаться (изобразите ладошками шар из двух полусфер), а если пальчики разогнуты, то шар будет сплющиваться.

3. Проблемы встречаются и с раскатыванием жгутика. Он получается вместо округлой формы зачастую пластинчатой (толстая полоска), тогда следует обратить внимание на то, какой частью ладошек дети раскатывают жгутик. В работе должны участвовать пальчики, а не серединка ладошки и не нужно стремиться увеличивать расстояние продвижения (проката изделия вперед).

4. Детям сложно делить глину на равновеликие части, а это важно при лепке парных частей (рук, ног, лап, ушей и т.д.), значит нужно попрактиковаться в отщипывании глины на равные кусочки.

5. Главная проблема – плохое соединение. Отработку правильной насечки и промазывание шликером при соединении деталей нужно повторить многократно и объяснять этот процесс, как необходимое склеивание глины. В противном случае получим поломанную игрушку, и будут безлапые или безухие существа, которые ремонту не подлежат в сухом виде.

6. Не любят дети процесс сглаживания готового изделия. Глина, выглаженная руками, отполируется как зеркало, если постараться, но у детей не хватает терпения (спешат закончить), а значит нужно им помочь в ликвидации появившихся трещин на изделии и избежать шероховатой поверхности, если она не красит выполненную работу. Гладкую поверхность будет легче декорировать, и на глаз и на ощупь изделие будет приятнее.

7. Ребенку хочется сразу видеть результат своей работы, а процесс сушки длительный. Важно объяснить, что, ускорив процесс, можно только навредить или испортить игрушку. Ей необходимо «вылежаться», чтобы стать красивой.

8. Маленькие дети любят лепить сразу законченное изделие, значит, задание должно быть не трудоемким и интересным. Лучше, если они осуществят свою задумку полностью. Для этого можно  помочь им образцом (макетом, рисунком и т.д.). Всех без исключения, а особенно малышей, увлекает лепка методом отщипывания. Для детей постарше интересна лепка жгутовым методом, а взрослые с удовольствием учатся лепке свистулек.

Надеемся, что эти советы пригодятся педагогам по керамике. Петрозаводчанам, которые хотят, чтобы их дети освоили это увлекательное и очень полезное для развития ребенка занятие, напомним, что они могут обратиться в детский центр «Три кита» на ул. Володарского или детский клуб «Олимп» на ул. Репникова, 3.  Здесь  производится набор в платные группы по отделению «Художественная керамика»(лепка из глины, пластики, соленого теста). Справки по тел.8953-539-7287