дополнительное образование, образовательная среда, ОТСМ-ТРИЗ педагогика, подходы, системы, технологии, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Чипорыболлино на сказочном балу

Принцесса Зазеркалья
Принцесса Зазеркалья

О том, как устроить новогодний праздник и параллельно научить детей придумывать новые сказочные образы,  рассказывают педагоги частной школы «Дарина» из Владивостока.

Пчелина - девочка, собирающая мед
Пчелина — девочка, собирающая мед

В рамках общешкольной Недели сказок у нас планировался конкурс костюмов сказочных персонажей из бросового материала. Если бы это мероприятие проводилось в обычном режиме, то желающие поучаствовать ребята просто бы выбрали сказочного героя и показали его уже хорошо известный всем нам костюм в собственном исполнении на конкурсе. Но…

Кураторов собирает на встречу завуч, рассказывает о морфологическом анализе и самой морфотаблице и о том, как с ее помощью у нас появятся совершенно новые сказочные персонажи и ребята легко смогут составить презентацию своего героя. Так возникла задача придумать нового сказочного героя.

Елка - снеговик
Елка — снеговик

Первоначально мы с ребятами собрали копилку фотографий сказочных героев, которые вызвали у них наибольший интерес. Затем постарались выделить так называемые морфологические признаки (место обитания героя, из какого он мира, характер, друзья и недруги, волшебные свойства и т.п.). Возможные значения признаков занесли в таблицу

Русчи. Русалка - Чиполлино
Русчи. Русалка — Чиполлино

Уже в процессе работы мы поняли, что хотим добавить больше и больше разных признаков, поэтому стали делить столбцы, так как не оставили свободного места.  После этого ребята стали выбирать и комбинировать признаки разных сказочных героев и в результате этих сочетаний у них появились: Пчеловек — человек, самостоятельно добывающий мед; Русалочка, исполняющая три желания, как Золотая рыбка; Прекрасная королева Зазеркалья; Водяной Джин; Чипорыболлино, живущая в море луковица; Пчела Майя с волшебным медом в горшочке.

Принцесса информации
Принцесса информации

Девочки, как всегда, оказались более активными и воплотили свои идеи и в костюме героя и в своих мини-презентациях, в которых они рассказали о том, как зовут героя и какой у него возраст, где живет и чем обычно любит заниматься, какой он по характеру, с кем дружит, что любит и о чем мечтает, какие у него есть волшебные свойства или волшебный предмет и как это у него появилось, кто были его родители и как они воспитывали героя, каким по характеру он был в детстве, как он себя вел, с кем дружил, что любил делать, о чем мечтал, любимый костюм героя — какие детали есть в костюме и  зачем они нужны, каким герой станет в будущем, что в нем изменится.

 

 

Если кто-то захочет повторить опыт ребят и педагогов из школы «Дарина», предлагаем примерную последовательность шагов.

1. Ставим задачу – придумать новых сказочных героев на основе уже известных персонажей и сделать костюмы для бала с их участием.

2. Собираем копилку сказочных героев, выясняем, чем они похожи и чем отличаются, на какие признаки стоит обращать внимание.

3. Из отличительных признаков составляем морфологическую таблицу (см. пример ниже) и заполняем ее всевозможными вариантами значений – и тех, которые есть у известных сказочных героев, и собственными вариантами.

4. Комбинируя клеточки таблицы, получаем идеи новых сказочных героев и их костюмов.

 

Фрагмент морфологической таблицы сказочных героев

Морфологическая таблица
Морфологическая таблица
Работа над морфотаблицей
Работа над морфотаблицей
Новогодняя газета
Новогодняя газета

Об авторах:

Ананьева Елена Николаевна, воспитатель,

Тимофеева Елена Владимировна, зам. директора по УВР, частная школа «Дарина», Владивосток.