дополнительное образование, ИКТ и дистанционное обучение, метод проектов, образовательная среда, ОТСМ-ТРИЗ педагогика, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник), проблемы дистанта, Проект в дистанте

Каникулы в дистанте-2

Новогодние конкурсы на дистанционных сайтах

 2. Открытка +

открытка Ксюши Т.
открытка Ксюши Т.

Пару лет назад у меня случился спор с начальством. Обе мы хотели устроить детский конкурс. Но я собиралась сделать дистанционный курс-конкурс, чтобы дети не просто соревновались, а чему-то научились. Начальство вполне резонно возражало – нам нужна массовость, а откуда возьмется массовость на дистанционном курсе? Это же трудно – учиться!

Каждый был по-своему прав. И конкурсы, конечно, нужны разные. Я давно занимаюсь обучающими конкурсами, первый опыт  описан в 2001 году в рамках программы «Сотрудничество» в Карелии. Мне кажется это важным: творчеству надо учить!

Итак первый из конкурсов этого года – «Нескучные открытки» (рис. 2). Собственно самодельных открыток мы получили немного. Но это и не было главной целью. Этим конкурсом мы продолжили обучение школьников изобретательству.

Любой уважающий себя изобретатель должен уметь делать предметы более идеальными. Чтобы затрат на их изготовление и работу было меньше, а разнообразной пользы от них больше. Каждый искусственный объект делается для чего-то. Назначение объекта, цель, с которой его сделали, называют его ГЛАВНОЙ ФУНКЦИЕЙ. Один из способов повысить идеальность объекта – добавить ему новую функцию, ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ.  А еще функция может быть выполнена разными способами, она как бы раскладывается на более мелкие функции – ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ.

На новогоднем дистанционном курсе целая лекция была посвящена главной,  дополнительным и вспомогательным функциям. Изучив теорию, требовалось применить её на практике – придумать открытку, которая не только поздравляет, но и выполняет ещё какую-то полезную работу.  Задача актуальная. В празники нам хочется получать и дарить много подарков. После праздников мы зачастую не знаем, что делать с излишками. Придумаем открытке новую работу – подарков получится больше, а излишков меньше.

Ребята из школы-интерната №4 г. Тольятти – опытные дистантники (они на сайте с начала учебного года), поэтому на конкурс пришли раньше других. Все идеи «открытки+»  –  это их творчество.  Да и непросто это – придумать новую функцию. Нужен опыт. В интернате работает кружок по решению изобретательских задач, так что опыт есть.

Рис. 2. Экран конкурса открыток
Рис. 2. Экран конкурса открыток

И все же первые предложения были либо не очень реальными, либо касались нового способа поздравления, т.е. вспомогательных функций.

«Открытка должна звонить и поздравлять знакомых и друзей».
«Моя открытка издаёт звуки «мяу, мяу» и призывает быть добрым и «пушистым»!»
Потом стали появляться дополнительные функции.

«Я предлагаю сделать открытку,чтобы у ней на уголке было отверстие и туда можно было положить печенье, конфеты и разные сладости. На открытке будет написано: «ПОЗДРАВЛЯЮ». А сладость, которая находится в уголке открытки, нужно съесть и когда ты съешь сладость, появится поздравление.

В дистанционном форуме, как и в любой коллективной работе, дети эффективно учатся друг у друга (конечно, при условии, что они читают сообщения других участников, а не только пишут собственные). Дальше предложения пошли лавиной, я не успевала их проверять: открытка-закладка, открытка-трафарет, открытка с настольной игрой, открытки с рецептами новогодних блюд, с инструкцией по украшению новогоднего стола, открытка-пирамидка, открытка–карта города, открытка–часы, открытка–календарь, открытка с запахом, открытка–мозаика, открытка-фонарик, открытка-линейка, открытка-шпаргалка (с таблицей умножения и другими полезными сведениями). Каждое предложение описано достаточно подробно.

«Эта открытка поздравляет с Новым годом. Открываешь её, а внутри нарисована ёлочка. Потрёшь эту ёлочку, и в комнате начинает пахнуть свежей елью. А можно внутрь поместить картинку мандарина, и тогда если его потрёшь, то будет пахнуть мандарином!!!»

«Представим, что человек болеет и ему очень плохо. Приходит по почте к нему открытка, он читает её, дотрагивается до волшебного квадратика и возникает надпись: «Всё будет хорошо, вы поправитесь и будете здоровы! Улыбайтесь почаще!!!» Человек получит положительные эмоции и будет с каждым днём всё лучше себя чувствовать. Только надо почаще нажимать на квадратик и верить в эти слова!»

«На этой открытке с 3 D эффектом (т.е. объёмной) будет находиться ёлочка, а на ней будет висеть шарик, а на шарике будет мамина фотография. И мама будет подмигивать!  Новогодняя открытка за год может надоесть (вы об этом говорили ребятам), а вот мамина фотография, да ещё весело подмигивающая, не надоест никогда!!! ». (Говорить ребятам я ничего не могла – они в Тольятти, я в Петрозаводске, и по скайпу мы пока не общаемся. Но писала комментарии в форуме).

Рис. 3. Экран фрагмента лекции
Рис. 3. Экран фрагмента лекции
«Кроме поздравления эта открытка будет содержать очень важные тренажерные упражнения для глаз. Упражнения могут быть различные. Все они будут улучшать зрение (нам это очень важно)! ». – Действительно, важно, ведь дети в интернате – слабовидящие, с серьезными заболеваниями. Каждая идея не только получает баллы, но и комментируется. На последнее предложение отвечаю так: «Ксюша, очень полезная идея! Надо только подумать, какие упражнения можно изобразить на открытке и как это сделать». В принципе это хорошая идея для детского проекта. Если ребёнок заинтересуется и учителя поддержат, можно получить вполне реальный полезный результат.
Рис. 4. База данных
Рис. 4. База данных для конструирования открыток
Следующая лекция была посвящена другим важным признакам открытки. Какой может быть основа, из чего можно сделать изображение, как может быть расположена надпись и, главное – какие образы могут быть использованы в открытке и как связать их с поздравлением – всему этому мы пытались научить детей с помощью интерактивной лекции (рис. 3).
Итог конкурса открыток – заполнение базы данных. В базе задан своего рода конструктор, позволяющий построить разные варианты открыток (рис. 4). Основывается он на признаках открытки, которые обсуждались до этого в лекции.

Предполагалось, что ребята сконструируют свою открытку виртуально, потом сделают реальный вариант, сфотографируют и разместят в базе. Некоторые пошли по более простому пути – нашли готовые интересные варианты открыток и «конструктор» подогнали под них. Это, конечно, менее интересно, но тоже полезно.

А вот и некоторые результаты с сайта площадок http://moodle.jlproj.org

Рис. 5. Открытка Ани
Рис. 5. Открытка Ани
Открытка Майдан Анны (СКОУ школа-интернат №4 г. Тольятти)

Основа: картон

Материал для изображения и текста: рисунок (чернила, карандаш, фломастер), пластилин, воск

Расположения надписи на открытке: полукругом

Дополнительные функции (работы): на обратной стороне карта России

Поздравление: «Милый друг, с Новым годом! Будь здоров и счастлив! И желаю тебе в новом году приехать ко мне в гости, а чтобы ты не заблудился, на обратной стороне моей открытки есть карта. Приезжай обязательно!»

 

Открытка Ильиной Маши (СКОУ школа-интернат №4 г. Тольятти)

Основа: картон

Материал для изображения и текста: рисунок (чернила,карандаш,фломастер), фольга, вата

Расположения надписи на открытке: полукругом

Дополнительные функции (работы): открытка с игрушкой для коллекции.

Поздравление: «Поздравляю мой дорогой друг с Новым годом! Желаю тебе хорошего настроения, счастья и благополучия! Так как я знаю, что ты любишь коллекционировать маленькие крышечки, я дарю тебе открытку с такой весёлой крышечкой, чтобы пополнить твою коллекцию!»

Рис. 6. Открытка Маши
Рис. 6. Открытка Маши
 
Рис. 7. Открытка Саши
Рис. 7. Открытка Саши

Открытка Онуфриевой Саши, лицей №17 г. Калининград

Основа: бумага

Материал для изображения и текста: рисунок(чернила,карандаш,фломастер), вата, нитки, другое (еще ткань для валенка и клей).

Расположения надписи на открытке: вверху

Дополнительные функции (работы): в валенок можно положить подарок…

Поздравление: «Поздравляю всех с наступающим Новым Годом! Пусть будет много интересных встреч, приятных событий и хороших друзей».

При подведении итогов конкурса учитывается всё: работа в дистанционных лекциях, предложения, высказанные на форуме «открытка+». Идеи здесь так же важны, как и  продукты. На сайте площадок Маша с Аней в этом конкурсе немного обошли по баллам Сашу, хотя её открытка сделана аккуратнее и смотрится лучше.

Когда подведены итоги, автору курса легче анализировать результаты своей работы. В данном случае материал ещё требует проверки. Возможно, стоит организовать сбор дополнительных копилок–открыток из разных материалов,  новогодних пожеланий. Вопрос о том, можно ли в чисто дистанционном режиме научить младших школьников работать с функциями, пока остаётся открытым. Думаю, что можно. Просто нужно предварительно собрать копилки многофункциональных объектов.  Одна такая копилка у нас уже практически есть, спасибо тольяттинцам. Понемногу накапливается и опыт реализации своих идей в собственных продуктах. Кажется, именно эту связку «продукт – идея» считают главным признаком инновационного мышления. Об этом много сейчас говорят. Мы пытаемся этому учить.