метод проектов, подходы, системы, технологии, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Сленг — это интересно

Елена Эркиевна Маликина

Молодёжный сленг как интересное лингвистическое явление современности исследовали в Калевальской средней школе.

 

Проект возник спонтанно, после чтения в 10а классе произведения Андрея Геласимова «Нежный возраст». Текст увлёк не только содержанием, но и языковыми особенностями.

10-А класс - участники проекта
10а класс — участники проекта

«На нашем языке пишет» , ─ оценили десятиклассники и прочитали рассказ даже те,   у кого уже давно на все случаи одна любимая книга – мобильный телефон.

Я задумалась: изучение ненормативной лексики – отнюдь не цель элективного курса по стилистике, а точнее совсем наоборот, цель наша – изучение нормы (фонетической, лексической, словообразовательной и т.д.).  Учебник русского языка для десятиклассников (авторы Греков В.Ф. и др.) по этому поводу высказывается категорично: «Жаргонные и арготические слова засоряют язык».  А с другой стороны, чтобы знать, что есть норма, неплохо бы знать, а что есть не норма? И почему с друзьями можно так говорить, а с учителями и родителями лучше не надо. И в сочинении не надо. А вот тем, кто на телевидении, тем, кажется, всё можно. А через Интернет вообще всем ещё больше всё можно… Да, проблема, как говорится, налицо.. И вечные вопросы: кто виноват и что делать?

Нелитературная лексика, конечно, присутствует и в других языках. Лично мне импонирует научный подход к данному вопросу специалиста в области французской стилистики Эды Береговской «… лингвист не может и не должен бороться с языком, задача лингвиста – исследовать его многообразие, в том числе и ненормативные проявления». Пожалуй, под этим углом зрения мы и посмотрим на проблему.

Итак, тема нашего исследования представляется нам интересной, злободневной, поскольку отражает языковую ситуацию в современной России. В чем её особенности? Обозначим только основные моменты.

Учёные-лингвисты обращают внимание, что число владеющих хорошим литературным языком имеет тенденцию к снижению, что на роль языкового авторитета сегодня претендуют СМИ и Интернет, а высокая культура русской речи там встречается редко, что новый виток в развитии русского языка сегодня явно связан с влиянием социальных диалектов (свою роль в этом играют СМИ), широким употреблением заимствований и настоящим жаргонным бумом.

Таким образом, вероятно, нам следует сегодня относиться к русскому языку как к очень динамичной структуре, подверженной изменениям со стороны разговорного языка , СМИ и Интернета.

 

Описание проекта

Изучение общей проблемы мы проводили в группах под разным углом зрения.

Представлю методический паспорт нашего учебного проекта.

Данный творческий проект предназначен для удовлетворения познавательных и образовательных потребностей учащихся 10а класса МБОУ «Калевальская СОШ» в рамках элективного курса «Секреты стилистики».

Тема: «Молодёжный сленг как интересное лингвистическое явление современности».

Возраст: 15-16 лет

Количество учащихся: 24

Время работы над проектом: декабрь – февраль

Форма работы: урочно-внеурочная

Цели:

Образовательная: развивать умение проектировать, работая в группах и самостоятельно; познакомить с лингвистическими особенностями сленга, вызвать интерес к спорному вопросу и углубить познания о современном русском языке, формировать речевые умения, навыки публичных выступлений.

Воспитательная: воспитывать толерантность, терпимость к чужому мнению, доброжелательное отношение к работе своих товарищей; формировать социальную активность; инициативность и личную ответственность за качество коллективной работы; воспитывать бережное и внимательное отношение к русскому языку – основе национальной культуры и национального самосознания.

IMG_0118Развивающая: расширять кругозор, развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами, повышать эрудицию, развивать устойчивый интерес к языку, к книге; способствовать развитию в учениках творческого начала и умственных способностей.

Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, построенная на принципах проблемного обучения; в основе – групповая форма работы, но в ходе нашего исследования были учтены и некоторые сугубо личные увлечения детей (например, один ученик изучал сленг футбольных фанатов) .

Класс разделился на группы, каждая группа выбрала особо интересующую их тематику и были определены следующие  задачи исследования:

1. Провести анкетирование «Молодёжный сленг».

2. Изучить прошлое и настоящее молодёжного сленга.

3. Изучить основные способы словообразования в молодёжном сленге.

4. Изучить лексическое «богатство» молодёжного сленга.

ІІ. Исследовать коммуникативную целесообразность использования молодёжного сленга в следующих аспектах.

1. Молодёжный сленг 80-х и сленг молодёжи наших дней.

2. Молодёжный сленг и СМИ.

3. Сленг футбольных фанатов.

4. Молодёжный сленг в речи людей разных возрастных групп.

Мотивация к работе: интерес к данной теме, желание сформировать у себя навык разграничивать нормативную и ненормативную лексику.

Информационно- техническое обеспечение: учащиеся использовали домашний компьютер, работали с Интернет-ресурсами, периодической печатью, проводили опросы.

Каждая группа с помощью учителя-консультанта формулировала задачу своего мини-исследования, составляла план, собирала и обрабатывала материал, формулировала вывод и создавала презентацию, представляющую результат исследования.

Конечным продуктом проекта явилась общая презентация учителя (урок –сленг.Е.Э.1) и презентации, созданные учащимися в группах.

 

Защита проекта

IMG_0110Защита проекта проходила по следующему плану:

1. Заявление темы и плана исследования.

2. Обсуждение научного подхода к проблеме.

3.  Сообщение ученицы о происхождении и значение термина «сленг».

4.  Доклады (презентации) учащихся согласно плану исследования.

5. Анализ проблемы коммуникативной целесообразности использования сленга. Просмотр и обсуждение видеосюжета телеканала ТВС Пущино о молодёжном сленге (http://www.tv-tvs.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=798&Itemid=37)

Данный материал расширил пространственно обсуждаемую проблему и нашел живой отклик у ребят.

6. Сленг и литературная речь.

Учитель привел пример «перевода» четырёх пушкинских строк на молодёжный сленг. Это вызвало смех. Затем один из юношей выразительно прочел наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Красота, мелодичность, чувственность поэтического шедевра А.С. Пушкина в который раз уже заворожили ребят.

7. Рефлексия.

IMG_0113В течение 10 минут ученикам было предложено записать на листочках собственные впечатления о проекте (самое основное) или высказывание от лица группы.

8.  Общий вывод.

Учитель представил на слайде собственные выводы и обсудил их с учениками.

Пожалуй, данный проект актуален. Решает важнейшие образовательные, воспитательные и обучающие задачи.

Молодёжный сленг это интересное лингвистическое явление современности,   чаще всего это всё-таки словесная игра, маска, попытка преодолеть обыденность. Сленг постоянно обновляется, но ограничен тематически. Он обладает внутри себя определенным лексическим и словообразовательным богатством, хотя сленгизмы имеют размытое лексическое значение и не могут передать точную информацию. Слова молодёжного сленга эмоционально окрашены, и всё же сленг не передаёт весь спектр наших эмоций.

9. Заключение. Слово учителя:

«Хочу напомнить вам, ребята, стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Мужество». Написано оно в 1942 году, это время тяжелых испытаний. Решалась судьба Родины, судьба нашего народа. Героический путь к победе был борьбой за жизнь, свободу и стремлением сохранить, передать потомкам основу нашей национальной культуры, нашей национальной независимости « русскую речь».

«Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, ─
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!»

Давайте помнить об этом. Уважение к своим корням, к историческому прошлому своей Родины проявляется и в отношении к своему языку».

 

Послесловие

Закончился урок. Мы с учениками ощутили серьёзность, объёмность проделанной работы и неисчерпаемость темы. Мы учились друг у друга. Учились любви к языку и толерантности. Думаю, материал этого проекта был любопытен и присутствующим на уроке коллегам, хотя бы как возможность погружения в мир старшеклассников через сленг. Я надеюсь, что постепенно к детям придёт чувство вкуса к красивому слову, понимание, что язык живой, какая это громада и как он социально значим. И что любовь к языку – это любовь к Родине.

P.S.

От автора. Материал этот подготовлен по учебным проектам в 10-х классах 2008 и 2012 годов. Думаю, что тот, кто заинтересуется сейчас вопросами подобного проекта, найдёт много нового и интересного. Есть ощущение, что языковая ситуация в нашем обществе, как и наша жизнь, порой меняется стремительно. Удачи и терпения вам, коллеги!

Об авторе: Маликина Елена Эркиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Калевальская СОШ» Республики Карелия

Презентации:

Урок защиты проекта

Анкетирование

Прошлое и настоящее молодежного сленга

Словообразование в молодежном сленге

Лексика молодежного сленга

Молодёжный сленг 80-х и сленг молодёжи наших дней.

Молодёжный сленг и СМИ.

Молодёжный сленг и СМИ.

Молодёжный сленг в речи людей разных возрастных групп.