ОТСМ-ТРИЗ педагогика, Ура! У нас проблемы!

Ура! У нас проблемы-7

Как спасти Колобка? Как сделать, чтобы коварная Лиса его не съела? Этот вопрос волнует умы юных решателей проблем как минимум лет 30, со времен появления первых работ по ТРИЗ-педагогике.

У ТРИЗ-педагога М.Н. Шустермана есть даже целая серия книжек, где рассказано о том, как Колобок с помощью приемов ТРИЗ и маленьких читателей решает свои проблемы. Однако, задав такой вопрос детям, мы часто получаем серию не очень конструктивных и достаточно агрессивных ответов. Дети предложат убить Лису, натравить на нее Волка, в лучшем случае – поймать и запереть навсегда. Лиса, конечно, персонаж малосимпатичный. Но, как известно, пока персонаж жив, у него есть возможность исправиться. А значит, решение любой проблемы, и сказочной, и реальной, должно быть ГУМАННЫМ. Мы решаем проблемы так, чтобы все остались целы, чтобы не делать плохо другим живым существам. Если проблема касается тебя самого, решение тоже должно быть гуманным, не вредить твоему здоровью. На занятиях в саду и школе это вводится как ПРАВИЛО с того момента, когда ребенок способен правило понять. Стоит такое же правило ввести и в семье, обсуждая и решая проблемы.

 

Это означает, что из коварной пары противоречий

«Если убить Лису, то (+) Колобок останется цел,

но (-) не будет на свете Лисы, она никогда уже не сможет исправиться» и наоборот –

«Если не убивать Лису, то (+) сохраним ей жизнь и возможность исправиться,

но (-) она может съесть Колобка»

мы выбираем и решаем второе: надо сохранить Лисе жизнь, но сделать так, чтобы Колобка она не съела. А в ситуации «Я хочу построить из этого лего корабль, а мой младший брат мешает мне, потому что строит из этих же деталек кучу малу» решение отобрать у него конструктор – негуманное, и поэтому нужно искать способ построить корабль, не отбирая у брата конструктор.

 

Вводя правило «Решение должно быть гуманным», мы делаем очень важный шаг. Мы договариваемся о том, что ищем не любые решения, а только те, которые подходят по определенным требованиям. Взрослые называют такие решения СИЛЬНЫМИ.

 

В поисках сильных решений нам поможет еще один ориентир, назовем его условно – «волшебство» (по-взрослому – идеальность). Представим, что у нас есть волшебная палочка. Мы можем взмахнуть ею и потребовать, чтобы все, что нам нужно, произошло САМО СОБОЙ. В случае с Колобком заклинание будет звучать так: «Хочу, чтобы Лиса САМА отказалась есть Колобка». Вообще в ситуации межличностного конфликта идеальный результат часто звучит так: «Хочу, чтобы мой оппонент САМ ЗАХОТЕЛ того же, что и я…» или – «…чтобы САМ не захотел делать то, что мне вредит». Эти формулировки сильно отдают манипуляцией, но они работают, когда речь идет о несознательных элементах (типа Лисы) или маленьких детях, которые еще не могут обсуждать конфликт с нами на равных. Лиса не захочет есть Колобка, если он станет невкусным, неаппетитным или изменит свою песенку («Я на стеклах мешон, осколками начинен»). В данном случае  результат вполне приемлемый. А младший брат САМ не захочет отбирать у тебя лего, если ты дашь ему другой набор, более яркий, или поручишь важную работу (построить мачту для твоего корабля) – все зависит от конкретной ситуации, но направление решения выглядит именно так.

 

mountВ конфликтах с внешним миром искать идеальное решение не менее важно. Помните быль Л.Н. Толстого о том, как мужик убрал с дороги огромный камень? Камень пытались оттащить с помощью лошадей-тяжеловозов, но ничего не вышло. А мужик просто вырыл ямку рядом с камнем, слегка подтолкнул его – и камень САМ упал в эту ямку. Требование «САМ» ориентирует нас на поиск красивых решений, облегчающих нашу жизнь. Нужно, чтобы пуговица САМА легко застегивалась и расстегивалась – замени ее липучкой, получишь нужный результат. Нужно, чтобы плита САМА отключалась, когда еда готова, – купи мультиварку, настрой ее и занимайся своими делами.

 

Это же требование «САМ» ориентирует нас на поиск дешевых незатратных решений.  Так появился чайник со свистком, который САМ сообщает о том, что его необходимо выключить. Именно такие решения, когда почти ничего не меняется, но нужное действие происходит как бы само собой, считаются в ТРИЗ идеальными.

 

Так у нас появляется еще одно правило:  ищем решение, которое реализуется само собой, без затрат. Решение, на которое не надо тратить ВРЕМЯ, ДЕНЬГИ, УСИЛИЯ.  И, соответственно, каждое свое решение оцениваем с этой точки зрения.

 

igrВечер, пора спать. Но сначала необходимо убрать игрушки. Игрушек много, и все они – на полу. Возникает проблема:

Если не убирать игрушки, то (+) не надо тратить силы и время и завтра можно сразу начать играть, но (–) это некрасиво, игрушки будут пылиться, другим людям неудобно ходить по комнате.

И наоборот.

Если убрать игрушки, то (+) они не будут пылиться, комнату можно убрать, другим будет удобно ходить, но (–) это требует усилий, а завтра придется всех их снова доставать из разных мест.

 

igr2Из пары противоречий выбираем второе из соображений гуманности (разбросанные игрушки, которые пылятся на полу,  вредны и для других, и для тебя самого). Нам нужно получить два «плюса»: чтобы не тратить силы на уборку игрушек и не доставать их завтра из разных мест и чтобы игрушки все-таки УБРАТЬ. Идеальное решение – игрушки убираются САМИ СОБОЙ, почти без усилий, легким движением руки. Такое решение предложила одна из участниц клуба «Супербабушка»: «Расстилаю на полу старую скатерть, на ней дети играют, вечером завязывают это все в клубок и убирают, а когда надо снова играть – развязываем снова». Поиск в Интернете подтверждает, что такие решения используют сегодня многие родители, для этого есть даже специальные мешки для игрушек (впрочем, желая сэкономить бюджет, можно обойтись и скатертью). А теперь немного потренируемся.

 

Упражнение 7. «Просто я работаю волшебником…»

Предложите ребенку представить себя волшебником и потребовать, чтобы что-то произошло само. А потом обсудите, как это сделать без волшебника. Начинайте с простых требований к простым предметам. В каких-то случаях это будет ориентиром для выбора предмета при покупке (хочу, чтобы карандаш САМ не ломался без конца), в каких-то – способом мысленно поэкспериментировать и придумать несложные решения (хочу, чтобы карандаш САМ запрыгивал в пенал – что же, это возможно, если прикрепить к пеналу магнит, а к карандашу – железное колечко).

 

Подведем итоги. Решая проблему с детьми, нужно задать ориентиры на хорошее (по-взрослому – сильное) решение. Оно должно быть гуманным (не делать плохо себе и другим), идеальным – почти волшебным (должно реализовываться почти само собой), незатратным (не требовать больших усилий, денег, времени).