ОТСМ-ТРИЗ педагогика, Ура! У нас проблемы!

Ура! У нас проблемы-9

Мы выяснили, что несложные проблемы можно с успехом решать в диалоге с помощью трех вопросов: что есть? чего хочу? что мешает? Однако не все так просто.

Чем сложнее проблема, тем более подробно и умело придется отвечать на вопросы. По сути, из таких вот ответов выросла целая наука – теория решения изобретательских задач, ТРИЗ. Мы не будем на этих страницах обучать читателя ТРИЗ, однако попробуем показать, как появляются ее инструменты.

 

Первый вопрос – ЧТО ЕСТЬ? – знакомит нас с понятием РЕСУРСЫ, обозначающим все, что в самом объекте и его окружении может помочь нам решить проблему. Вы записали что-то важное на бумажке и хотите, чтобы она была все время на глазах – и вот вы уже оглядываетесь по сторонам, соображая, к чему и как можно прикрепить важный источник информации. Гвоздик на стене, магнит на холодильнике, прищепка на решетке окна – все это ресурсы для решения вашей проблемы. Чтобы решение получилось незатратным, мы пользуемся правилом, сформулированным знаменитым героем Жюля Верна … Фоггом: «Используй то, что под рукой – и не ищи предмет другой».

Этому правилу следовали герои великого сказочника Джанни Родари (вспомните, как жена Лука Порея использовала его длинные усы для просушки белья). Вы сами с успехом реализуете это правило, придумывая, как приготовить разнообразный обед из привычных продуктов. Аналогично поступает и ваш малыш, когда из имеющихся у него деталек конструктора строит нечто, для чего этот конструктор вовсе не предназначен. Заметим, что если во времена нашего детства  возможности для использования ресурсов в игре возникали на каждом шагу, то сегодня строго специализированные конструкторы и полностью экипированные куклы дают гораздо меньше простора детскому воображению. А для развития ребенка очень важно, чтобы он умел пользоваться ресурсами.

 

Упражнение 9. Городок из мусора

Мы не сомневаемся, что у вашего малыша есть красивые конструкторы, наборы для рукоделия и прочие чудеса игрушечной промышлеura_pr10нности. И тем не менее предложите ему построить город из тех предметов тары, которые мы выбрасываем каждый день: из пустых баночек для йогурта, пластиковых бутылок, упаковок от киндер-сюрпризов. Обсудите, на что они похожи, какие действия могут производить и, соответственно, как их можно использовать в вашем самодельном конструкторе. Ставьте трудные задачи – как сделать высокую башню из маленьких по размеру предметов, как скрепить детальки, которые не крепятся и т.п. Чем сложнее задача, тем более острое противоречие в ней спрятано, и тем интереснее его решать. Побуждайте ребенка искать простые, идеальные решения, получая максимальный результат при наименьших затратах. Таким образом вы приучите ребенка использовать ресурсы при решении проблем.

 

ЧЕГО ХОЧУ? — отвечая подробно на этот вопрос, мы по сути формулируем волшебное правило (по-взрослому – идеальный конечный результат). Мы требуем, чтобы желаемое произошло САМО СОБОЙ, КАК ПО ВОЛШЕБСТВУ.  А добиться этого можно как раз за счет ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ.

 

Ну а ответ на вопрос «ЧТО МЕШАЕТ?» или «ПОЧЕМУ НЕ МОГУ?» приводит нас к уже известной формулировке противоречия. Например,  что-то должно быть таким, чтобы мы смогли реализовать задуманное, а оно, наоборот, ДРУГОЕ (вспомните, ниточка на игрушке должна быть клейкой  – а она не клейкая).  Другой вариант: что-то должно быть таким, исходя из одних наших задач, и должно быть, наоборот, другим, чтобы решить другие задачи. Например, игрушки должны быть в коробке, чтобы их не надо было убирать,  и должны быть на полу, чтобы удобно было играть. Решение такого противоречия дает нам полный или частичный (требующий доработки) ответ на нашу проблему.

 

 Подведем итоги

Мы надеемся, что сказанного выше достаточно, чтобы начать формирование в семье КУЛЬТУРЫ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМАМИ. Этот культурный навык представляется в наше время не менее важным, чем умение читать и считать, объясняться на английском языке и правильно держать в руке ложку и вилку. И мы будем рады, если в этом вам помогут наши заметки.