Главное, ОТСМ-ТРИЗ педагогика, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Как помочь ребёнку стать успешным в учении

Анна Корзун, Минск, 2003

9 мая исполнилось 40 дней, как ушла из жизни белорусский педагог Анна Корзун, талантливый, открытый и теплый человек, один из самых ярких представителей ОТСМ-ТРИЗ направления в образовании. Работы Анны уже публиковались на нашем сайте, и мы собираемся продолжить эту традицию.

Что мешает ребёнку быть успешным в учении?

Многие считают, что для хорошей учёбы достаточно внимательности, усидчивости, прилежания, и настойчивости. Безусловно, эти качества помогают организовать учебный труд. Иногда утверждают, что учебные проблемы связаны с плохой памятью. И с этим отчасти можно согласиться. Однако и при хорошей памяти у ребят возникают сложности в учёбе. Не сразу, а тогда, когда обычного запоминания становится недостаточно. Нужны навыки работы с информацией: систематизации, установления связей, нахождения закономерностей.

К сожалению, далеко не всегда традиционная система школьного обучения целенаправленно формирует эти мыслительные навыки. Школьные программы перегружены информацией; их содержание постоянно расширяется. Учебного времени не хватает не только на формирование мыслительных навыков, но и на простую трансляцию фактов, правил и законов. Отсюда увеличение числа уроков в неделю, объёмные домашние задания.

Всё это вызывает у детей переутомление, переживание неуспешности, падение интереса к учёбе.

Можно ли помочь ребёнку хорошо учиться? Что могут сделать родители (и учителя), чтобы повысить интерес не только к школьным занятиям, но и вообще к работе с познавательной (учебной) информацией? И, наконец, где же взять время для специальных занятий с ребёнком?

Заметим: отставание в учёбе проявляется не сразу, а тогда, когда неразрешенные проблемы накапливаются. При этом важно понять, в чём именно у ребёнка проблема. Трудности чтения в одном случае заключаются в том, что ребёнку трудно запомнить начертание букв,  в другом ­– в неумении слить воедино отдельные буквы при чтении слогов и слов. Отставание по арифметике может быть вызвано отсутствием представления о составе числа, однако порой объясняется недоработкой осознанного чтения ­– ребёнок читает условие задачи, но не понимает его смысла. В средней школе необходимость запоминать даты может вызвать падение интереса к изучению истории. А неумение ориентироваться на карте, работать с этой моделью Земного шара, приводит к неудовлетворенности курсом географии. Если мы правильно определим причину неуспешности, легче будет оказать детям помощь.

Одной из самых распространённых причин школьной неуспеваемости является отсутствие интереса к учебной информации. Ребёнку школьного возраста не всегда понятна цель изучения того или иного материала. Убеждения взрослого в том, что это понадобится в самостоятельной взрослой жизни, как правило, не помогают. Возникает необходимость найти тот фактор, который побудит ребёнка к тому, чтобы он САМ ЗАХОТЕЛ найти ответ на вопрос или усвоить правило. Одним из таких средств является увлекательная деятельность, игра.

В данной статье мы познакомимся с интеллектуальной универсальной игрой «Да-Нет» и рассмотрим конкретные примеры её использования для усвоения учебной информации в рамках школьной программы.

Игры «Да-Нет» ­– задачи, которые решаются при помощи ответов на вопросы. Вопросы задаются таким образом, чтобы на них можно было ответить утвердительно или отрицательно: «Да!» ­– «Нет!»

Игры достаточно известные и имеют большое количество вариантов.

 

  Поиск объекта в реально ограниченном пространстве

Это задачи на поиск загаданного объекта в определённом пространстве (линейном, плоскостном или объёмном).

Детям предлагается отгадать, какой из представленных объектов, расположенных в линию или свободно в ограниченном пространстве, загадан.

Вопросы формулируются так, чтобы пространство условно делилось на две части, приблизительно одинаковые:

а) Это в центре?
б) Это слева от центрального объекта?…

Сужение поля поиска ответа возможно и по другим признакам.

Примеры

  1. «Ориентировка в пространстве«. В ряд (на плоскости) размещается множество мелких предметов. Ребёнок, задавая вопросы, осваивает понятия слева, справа, в центре, между, ближе, дальше, выше, ниже и т.д. Игра может мыть полезной на первых этапах изучения неродного (иностранного, национального) языка. Ребёнок по условию должен формулировать вопросы на изучаемом языке.

    алфавит
    Поиск буквы в алфавите (из презентации А.В. Корзун)
  2. «Грамота«. Ребёнку предлагается отгадать, какая буква из алфавита загадана (алфавит представлен на страничке букваря). Чтобы отгадать, ребёнок делит условно буквы на ряды и столбцы, задавая вопросы типа: «Эта буква в третьем сверху ряду?» «Эта буква в столбце крайняя?» «Эта буква находится после буквы К?» и т.д. Если выясняется, что ребёнок нашёл букву, но не знает, как она называется, можно просто указать её в книжке, или описать её место (меду какими другими буквами). А взрослый назовёт её. Аналогично можно играть с алфавитом любого другого языка.
  3. «Числа и календарь«. В начальной школе можно играть с числовой прямой: отгадай число от 0 до 10, или от 5 до 100 и т.д. Главные признаки, которые освоит ребёнок: больше и меньше. На втором этапе числовых игр можно ввести усложнение — признаки чётности-нечётности, кратности конкретному числу (делится на 3, на 5). По этому же принципу можно поиграть с днями недели и месяцами года («Этот день раньше четверга?» или «Этот месяц прежде апреля?») В средней школе загадываются уже не числа, а исторические даты, ведь дата —  это тоже числовой элемент хронологического ряда. «Отгадай, когда в России первый русский царь ступил на трон?» Эти загадки хороши до момента изучения темы или раздела. Впрочем, можно загадывать и даты событий и интересных фактов, не изучаемых в рамках программы.
  4. «Таблица Менделеева«. При изучении курса химии часто возникают трудности с освоением периодической таблицы Менделеева: ученику трудно понять принцип размещения в ней элементов. Кроме того, есть требование запомнить разряды химических элементов: металлы, благородные газы и т.д. Загаданный элемент можно сначала искать по пространственным признакам («Этот элемент в третьем справа столбце?» или «Этот элемент в 5-й строке?»), а затем по периодам или разрядам («Это элемент относится к металлам?») Так ученик усваивает структуру и принципы построения периодической таблицы Менделеева.
  5. «География«. Для отработки навыка ориентировки на карте можно загадывать географические объекты. Ученику придётся при формулировке вопроса сориентироваться на такие показатели, как полушария, экватор, полюса, материки, направления (юг, север, запад, восток).

 

 Поиск объекта по набору разнообразных признаков и их значений

Данный тип задач может быть в двух вариантах:

  •  Загаданный объект. Формулировка: «Какой объект я загадала?»
  • «Незнакомое слово». Формулировка: «Что означает слово…?»
Вариант алгоритма сужения поля поиска
Возможный алгоритм сужения поля поиска (из презентации А.В. Корзун)

Такие задачи решаются на основе классификации объектов окружающего мира по конкретным признакам. Детей надо учить задавать вопросы таким образом, чтобы сразу отсекался целый класс:

а) Это из мира природы?
б) Это растения?
в) Это деревья? И т.д.

Например: незнакомое слово «Ага».
Возможная цепочка вопросов:

  • Ага из природного мира? ­– Да.
  • Это из живой природы? ­– Да.
  • Ага из мира растений? ­– Нет.
  • Ага из мира зверей? ­– Да.
  • Это птица? ­– Нет.
  • Рыба? ­– Нет.
  • Ага живёт на земле? ­– И да, и нет.
  • На земле и в воде? ­– Да.
  • Это лягушка? ­– Нет.
  • Жаба? ­– Да. Огромная жаба, которая водится в жарких странах.

Объекты для поиска выбираются в соответствии с изучаемой темой по конкретным предметам. Из биологии ­– необычные названия животных, растений, вирусов, бактерий, биологических процессов. Из географии ­– названия рек, озёр, гор, вулканов, городов, столицы различных стран. Из истории ­– названия древних государств, «Чудес света», имена мифологических героев, места важнейших событий, исторические личности. Из физики ­– названия явлений (механических, акустических, магнитных, тепловых и т.д.), устаревшие не метрические единицы. Из литературы ­– авторы и герои произведений, описываемые в литературном произведении мета событий. Из курса изучения языка ­– диалектные и устаревшие слова. Из основ экономики ­– денежные единицы других стран.

Ситуационные задачи

В основе этого типа задач лежит объяснение ситуации, в условии которой не хватает информации. Условия для этих задач можно брать из содержания литературных произведений или из реальных событий.

Чтобы сформулировать задачу, нужно описать события на абстрактном уровне: «Кто-то что-то сделал, и что-то из этого получилось».

Примеры по истории:

Факт: во время войны с Наполеоном Кутузов сдал французам Москву без боя, благодаря чему сэкономил силы армии для окончательной победы.

Задача: «Они победили, потому что потерпели поражение».

 

Факт: Египетская пирамида Хеопса ­– древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней одно из семи чудес света.

Задача: Несмотря на свою старость, она пленяет своей красотой и совершенством форм.

 

Факт: Александр Македонский двинулся в поход против персов и дошёл до Индии. Его сопровождал учёный, который фиксировал все события. Столь грандиозного исследования до тех пор человечество не знало. Лишь ранняя смерть Александра Македонского помешала дальнейшим открытиям.

Задача: Его смерть препятствовала продолжению величайшего в истории человечества исследования.

 

Факт: Николай ІІ и императрица Александра были примером верности и любви.

Задача: История их великой любви поразила мир. Однако из-за разногласий многих, влюблённые погибли.

 

Можно также использовать интересные ситуации из разных областей знания, где ученику необходимо объяснить причину, явления. В этом случае можно пользоваться интересными фактами из научно-популярной литературы, например журналов «Юный натуралист», «Наука и жизнь» и т.д.

Пример

Известно, что ласточки надолго отлучаются из гнезда, чтобы раздобыть корм для птенцов. Что они делают, чтобы птенцы не выпали из гнезда и не разбились?

Возможная цепочка вопросов:

  • Ласточки что-то используют, чтобы птенцы не выпали? ­– Да.
  • Это «что-то» они берут из гнезда? ­– Нет.
  • Они загораживают лаз в гнездо чем-то? ­– Нет.
  • Они привязывают птенцов? ­– Да.
  • То, чем они привязывают птенцов, из природного мира? ­– Да.
  • Это травинки? ­– Нет.
  • Это из растений? ­– Нет.
  • Это от животных? ­– Да.
  • Это шерсть? ­– И да, и нет. Похоже на шерсть, но не совсем.
  • Это волосы? ­– Да. Откуда ласточки могут взять прочный волос, чтобы привязать птенца за лапку?
  • Это волос человека? ­– Нет.
  • Это волос животного? ­– Да.
  • Это из лошадиного хвоста? ­– Да. Так как ласточки спасают своих птенцов?

Ласточки запутывают лапку птенца конским волосом и вплетают волос в гнездо. Если даже птенец вывалится из гнезда, он не упадёт, а повиснет на прочном волосе.

В процессе отгадывания полезно через 3-4 шага проговаривать всё, что стало известным, подставляя найденную информацию в исходный текст задачи. Лучше, если это будет делать сам ребёнок.

По мере освоения принципа такой игры можно вводить ограничение: на отгадывание даётся только 10 вопросов, или только 7 (10) минут.

Сведения, которые добыты в процессе решения (отгадывания), прочно усваиваются учеником. Очень полезно, чтобы он не только отгадывал, но и сам задавал взрослым или товарищам подобные задачи, находя для их формулирования информацию.

Игры «Да-Нет» не требуют отдельного времени. Играть можно в дороге, во время выполнения механической работы по дому (стирка, уборка, приготовление ужина). Каждая новая задача становится сюрпризом для детей. Они сами начинают выискивать интересные факты в литературе, чтобы загадать на их основе загадку родителям или одноклассникам. Объединив группу ребят (друзья по классу, соседи),  можно устроить интеллектуальный турнир по решению таких задач или соревнование по поиску необычных фактов и незнакомых слов в справочной литературе. Так появляется интерес и потребность к работе с информацией, формируются умения не только обдуманно задавать вопросы, целенаправленно сужая поле поиска, но и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, систематизировать информацию и обобщать её при необходимости уже в учебном материале при подготовке школьных заданий.

*******

 Подробнее о жизни и творчестве Анны Корзун можно узнать из блога, посвященного ее памяти.