ОТСМ-ТРИЗ педагогика

Секреты творческого тренинга

На творческом тренинге
На творческом тренинге

Игра в учебном процессе — вещь необходимая. Она создает основу для познавательного интереса, для формирования учебной деятельности. Эта статья написана давно, но использование творческого тренинга — игровых заданий, позволяющих мотивировать детей на освоение учебного материала, остается актуальным и сегодня.

Аннотация

Из этой статьи читатель узнает, для чего, и как проводятся творческие тренинги, а также получит ряд примеров, которые сможет применить в своем учебном процессе.

 

— Я загадала место, в которое наш герой спрятал клад. Задавайте мне вопросы – я отвечаю только «да» или «нет». Интересно, сумеете ли вы отгадать это быстро?

— В парте?

— Нет!

— В стене?

— Нет!

— В подвале?

— Нет!

— На улице?

— Нет!

— Во дворе?

— Нет!

— А это вообще на нашей планете!

— Вот молодец! Нет!

— На Луне?

— Нет!…

Игра продолжается. В следующий раз вопросы детей будут уже иными. Они сразу подойдут к поиску глобально: «осмотрят» галактику, планету, выяснят, на суше или на воде находится заветное место… И мы даже сможем обсудить и записать «копилку самых разных мест», которая поможет нам в дальнейших поисках. Можно, конечно, сразу объяснить, как надо задавать вопросы, можно даже получить нужный ответ от сильных детей, но тогда большая часть малышей так никогда не поймет, зачем, собственно все это надо….

— Я слышу шум ветра и плеск реки.

— Слышу крики улетающих птиц…

— Слышу, как перекликаются люди, стараясь перекричать ветер…

— Чувствую запах прелой листвы…

— Чувствую тревогу и холод…

— И как холодные брызги падают мне не лицо…

Это трудится 5-й класс. «Вошли» в картину, записали одно, каждый свое, предложение по опоре (Вижу… Слышу… Чувствую…) и теперь делятся этим друг с другом, со всеми нами. Потом я попрошу каждого записать 1-2 высказывания товарищей – получится маленькая копилка.

Работается легко: дети уже почувствовали вкус к этому делу — собирать впечатления. Проблем здесь нет. Они появятся позже — когда захочется передать свои действительно яркие и неповторимые образы в цельной творческой работе. Проблемы придут, без них не бывает творчества. И решать их не всегда будет легко. Но это не испугает детей. Трудно отбить у ребенка желание делать то, к чему он почувствовал вкус.

А в это время 6-й класс «портит» сказки:

— Сказка «Лиса и рак». Рак говорит лисе: «Давай перегоняться!» — «Давай!» — Лиса побежала, а рак уцепился ей за хвост. Прибежала лиса к цели, махнула хвостом, рак пролетел вперед, приземлился и говорит: «Я тебя давно здесь жду…». Испортим эту сказку разными способами.

— Сказки не будет, если убрать одного из героев — лису или рака.

— И если они не устроят соревнования…

— И если Лиса победит — сказки тоже не будет, потому что это будет неинтересно…

Испортив несколько сюжетов, они сумеют ответить на вопрос, «Без чего сказки не бывает?», выявят структуру сюжета, научатся сочинять сами. Они сделают эту непростую работу с успехом и удовольствием — если нам хватит терпения не форсировать события, позволить им «помять» и «покрутить» в руках сказочный материал.

А этот разговор идет в 7-м классе, на физике: (говорят ученики — учитель только дирижирует).

— Шарик надувается.

— Меняется размер, координаты стенок.

— Явление механическое.

— Железный прут удлиняется при нагревании.

— Меняется температура и размер.

— Явление тепловое. И механическое?

— Свет включили.

— Явление электромагнитное.

— Все согласны?

— Не совсем: выключатель замыкает контакт — явление механическое, по проводам идет ток — явление электромагнитное, ток нагревает лампочку — явление тепловое, она начинает светиться — оптическое явление….

Один ученик называет физическое явление, другой говорит, какая величина меняется, третий — к какому классу это явление относится… И так далее, по цепочке.

По пути они выяснят, что горение – явление не физическое, что часто мы имеем дело не с одним, а с цепочкой разных явлений, что не все явления нам заметны, и что не все заметные изменения можно считать физическими… Трудно предугадать, что еще они выяснят по пути.

Мы называем это тренингами и, честно говоря, я совсем не собиралась писать об этом статью. Для нас с детьми, проработавших в таком ключе не один год, начинать тему, постановку проблемы с тренингов так же естественно, как в песне взять дыхание перед новым куплетом, как в спорте — разбежаться перед хорошим прыжком.

Долгое время меня мучил вопрос:почему многие ученики (порой большая часть детей в классе) равнодушны к проблемным задачам в русском языке, природоведении, математике, не воспринимают их как свои собственные, почему мотив – главный двигатель любой деятельности (и учебной — в том числе) заклинивает в развивающем обучении гораздо чаще, чем это предусмотрено расчетом методистов? Как получаются удачные развивающие уроки, на которых с этим двигателем все в порядке у всех детей – все хотят работать, все работают? Почему в одном случае приходится тянуть к учебной задаче со скрипом и скрежетом, в другом – урок как легкая волна выносит нас на самый гребень проблемы, и от полета захватывает дыхание? Есть ли рецепты, позволяющие создать мотив?

Мотив – великое чудо. Он заставляет соображать неспособных, писать непишущих, трудиться ленивых. Он освещает урок изнутри загадочным и мощным светом, объединяя всех его участников в едином радостном порыве. Сколько людей удивленно остановятся перед «загадкой вашего педагогического мастерства», если вы всего-навсего сумеете грамотно мотивировать работу своих учеников, если у вас хватит смелости сделать этот маленький шаг вперед.

Создание мотива… Не пора ли снять покров таинственности с действительно непростой проблемы?

Наблюдая за работой во французских мастерских, на удачных и неудачных давыдовских уроках, проводя и сравнивая различные уроки РТВ, я сумела найти пока только одно отличие: хорошей проблемной работе предшествует хороший творческий тренинг. Слово, конечно, для нашего контекста чуждое. Но суть отражает.

Определим: творческий тренинг — это система заданий, обеспечивающих мотив для дальнейшей учебной работы.

Так второклассники, разыскивая клад, заинтересовались вопросом о том, как можно классифицировать места, так пятиклассники, вслушиваясь в картину, захотели узнать и рассказать о ней много больше, так шестиклассники, играя со сказкой, захотели понять, как она устроена.

Нам на сегодняшний день известно несколько видов творческого тренинга.

Тренинг 1

Цель: привыкание к новому (освоение новой терминологии, знакомство с новым объектом и т.п.).

Суть упражнений состоит в том, чтобы связать новое с уже известным.

1.1. Сравнить (найти общее и различия)

Много заданий на сравнение и в системе Л.В. Занкова и в театральной педагогике (А.П. Ершова, Н.М. Букатов). В последней привлекает неожиданное наполнение этих простых заданий, нестандартный выбор объектов сравнения. Так, работа с трудным текстом начинается с просьбы найти общее и различия между объектами на картине (новыми словами в тексте) и предметами в классе, в вашей комнате, знакомыми людьми и т.п.

Вероятно, более серьезный вариант такого задания – сравнить новое с объектами того же вида.

1.2. Связать понятия

Установить различные варианты системных связей между новыми объектами (понятиями) и уже известными.

Так, изучая площади треугольников на уроке математики, имеет смысл связать их не только с площадями прямоугольника, параллелограмма, других геометрических фигур, но и отследить, как работают в формуле понятия дроби, высоты (как иначе можно ее выразить), порядка действий и т.д.

Тренинг 2

Цель: актуализировать имеющиеся знания.

2.1. Вспомнить больше

Пример: назвать как можно больше различных признаков одного объекта (карандаша, растения и т.п.).

2.2. Вспомнить разное

Цель этого тренинга – определить весь спектр объектов, подходящих под заданное понятие.

Пример: называйте живые организмы, которые, на ваш взгляд, как можно больше отличаются друг от друга.

(- Ива! — Мухомор! — Лось! — Микроб!…)

Тренинг 3

Цель: выявление новой информационной модели.

Проводится в тех случаях, когда требуется найти главные признаки, характеризующие какой-либо класс объектов и позволяющие подробно его изучить.

3.1. Без чего не бывает….?

Так, выявляя структуру сказки, дети отвечали на вопрос: «Без чего не бывает сказки?», а прежде чем изучить состав измерительного прибора имеет смысл разобраться «без чего не может существовать ни один прибор?»

3.2. «Разрушьте объект (целое) и объясните, как вы это сделали»

Это более сильный вариант первого вопроса. Разрушая объект, мы по сути выясняем тот же вопрос о самых важных, необходимых его признаках. Так, «разрушая» стихотворения, можно оценить значение рифмы и ритма. При этом задача учителя — подобрать такие примеры для исследования, которые не слишком жалко разрушать.

3.3. Мысленное вычитание

Этот тренинг позволяет определить важность того или иного признака в модели. Для определения существенных признаков, функций или частей системы порой достаточно мысленно лишить систему указанного признака или части и посмотреть, сможет ли она существовать при таком условии.

3.4. Диалогическая загадка

Ведущий загадывает объект из заданной группы, остальные должны найти загаданное, задавая вопросы, предполагающие конкретный, желательно, короткий, ответ (не «да – нет»).

Пример. Задание, вводящее в тему «Систематика растений» (урок биологии): ученики по очереди загадывают какое-либо растение, класс пытается отгадать его, задавая вопросы. Лучшие вопросы подскажут варианты классификации растительных организмов.

Тренинг 4

Цель: ввод в проблему, осознание проблемы (или комплекса проблем).

4.1. Оценка плюсов и минусов объекта, процесса, ситуации

Игра «Хорошо – плохо»: класс делится на две команды, одна называет «плюсы», другая – «минусы». В более сильном варианте плюсы и минусы связаны между собой. Возможно участие 3-й команды, сразу же пытающейся разрешить противоречие (сделать, чтоб минус исчез, а плюс остался.

Этим способом можно оценить, например, алгоритм или принцип решения класса заданий в математике — перед тем, как перейти к изучению нового алгоритма или принципа. Им можно воспользоваться для оценки биологического приспособления и для оценки ситуации или характера, на уроках литературы.

4.2. Мозговой штурм проблемы, выявляющий недостаточность знаний для ее решения

Блестящие примеры такого тренинга есть в повести Э.Н. Успенского «Школа клоунов». Там подробно и красочно рассказано, как неграмотные клоуны пытались передать телеграмму с помощью рисунков и что из этого получилось. Мы проводили аналогичную игру в 1-м классе — пытались передать сообщение человеку, который ничего не слышит. В ход шли и жесты, и рисунки, а все равно становилось ясна необходимость уметь писать.

Отметим, что на этом этапе предметная деятельность гораздо ценнее, чем вербальная (словесная). Там, где настоящую деятельность организовать невозможно, имеет смысл воспользоваться ее копией — театрализовать проблему. Но это уже секрет другого рода, а именно…

Секрет формы

Итак…

Достоверно о форме проведения творческого тренинга известны только 2 вещи:

— тренинг, во-первых, ни в коем случае не должен быть скучным (иначе о какой мотивации может идти речь?)

— он, во-вторых, должен вовлекать в работу всех и каждого.

В методической копилке учителей РТВ есть ряд неплохих решений этой проблемы.

1. Аукцион

(Выигрывает тот, кто даст ответ последним).

У: — Назовите свойства лампочки.

Д: — Светится!

— Сделана из стекла и металлов!

— Звучит, если по ней щелкнуть!

— По форме похожа на грушу!

— Прозрачная…

У: — Прозрачная — раз, прозрачная — два…

Д: — Бьется!

У: — Бьется — раз,…и т.д.

2. «Загадка»

У: — Я загадала свойство лампочки. Попробуйте его угадать.

Д: — Стеклянная?

У: — Нет, я загадала другое свойство!

Д: — Бьющаяся?

У: — Свойство названо верно, но я не его загадала…

Смысл задания ясен. Секрет учителя в том, что он на самом деле ничего не загадывал. Он будет спрашивать класс столько, сколько посчитает нужным и в удобный для себя момент остановит игру на любом приглянувшемся ему ответе.

Другой, не менее ценный вариант «загадки» — когда игру ведет ученик. Он имеет свой вариант ответа, причем желание продержаться перед классом подольше заставляет детей сочинять самые экзотические варианты и тоже отлично работает на главную цель — актуализировать знания по данному вопросу.

В случае, когда в вопросе задействован не один, а более типов понятий или суждений, можно строить ответы цепочкой. Вот пример работы с понятием группы (множества объектов, объединенного по общему признаку) на уроке РТВ:

— Зонтик!

— Группа непромокаемых!

— Непромокаемый объект — кожа лягушки!

— Кожа лягушки — из группы «части живого»!

— Часть живого — щупальца осьминога!

— Из группы гибких!

— Проволока… и т.д.

По окончании тренинга каждый ученик записывает свою цепочку, как бы продолжая игру с самим собой.

Приемы просты, но, как показывает опыт, вполне эффективны.

А теперь ответим на вопросы тех, кто уже пробовал строить и применять творческие тренинги.

Вопрос:

— Что делать, если класс не работает?

Ответ:

— Отсутствие работы на тренинге — это сигнал о необходимости отступить назад. Возможны несколько вариантов.

1. Вы пытаетесь актуализировать материал, которого нет у детей в опыте (например, предлагаете воспользоваться свойствами малознакомых объектов или дать им оценку). Шаг назад — создание условий для активного (желательно — предметного) знакомства с материалом.

2. Вы пытаетесь актуализировать материал, который редко используется детьми, не лежит на поверхности сознания. Дети испытывают трудность и им не хватает мотива, чтоб ее преодолеть. В этом случае надо усилить внешнюю мотивацию задания, например, предложить соревнование, тот же аукцион и т.д.

3. Вам не хватает терпения дождаться, когда в диалог включатся все дети. Вы просто торопитесь и делаете следующие шаги, опираясь на ответы небольшой группы сильных учеников. Это очень серьезная ошибка, сводящая на нет практически всю работу. Заставьте себя остановиться и дождаться работы всего класса. В некоторых случаях имеет смысл попросить детей записать ответы, потом высказать их, записать самые интересные ответы товарищей — и найти новые варианты собственных ответов, снова записать, и т.д.

Вопрос:

— Как управлять информацией на тренинге? Как получить то, что требуется?

Ответ:

— Еще одна типовая ошибка учителя — попытка сразу же разложить информацию по полочкам. Убеждена, что этого делать не стоит. Тренинг создает горку информации, последующая работа позволит разобрать эту горку: систематизировать информацию и обобщить ее.

Если вы получили совсем не то, что ожидали, стоит задуматься. Может быть, вы плохо поставили вопрос? А, возможно, вы получили что-то лучшее, чем ожидали или что-то не менее ценное. Не торопитесь от этого отказаться.

Вопрос:

— Как научить детей слушать друг друга?

Ответ:

— Я использую 2 приема:

·описанную выше «цепочку»

и

·повторение, письменную фиксацию наиболее интересных ответов, прозвучавших на тренинге. Идет работа в общую копилку, дети знают: полученный сейчас материал будет неоднократно использован, собрать больше разнообразного материала — в их интересах.

Вопрос:

— Тренинги занимают слишком много времени, особенно если придерживаться ваших правил. А когда давать и закреплять материал?

Ответ:

— Если хотите давать материал — не проводите тренингов, это действительно лишнее. Тренинги нужны для того, чтоб дети материал САМИ БРАЛИ. Экономить время мы здесь не умеем пока. Так что выбор за вами.

Я веду РТВ — предмет, способный избаловать любого учителя. Признаемся: мы, учителя, преподающие РТВ, среди прочей учебной нагрузки привыкли считать этот урок маленьким праздником. Здесь у нас редко возникают проблемы с мотивами. Мы можем позволить себе занять тренингом почти все время. Мы, конечно, выходим из класса с мокрой спиной, и случайно повисшие на уроке вопросы долго потом не дают нам покоя, но все-таки считается, что работать на этом уроке нам свободно и приятно. Наверно, это действительно правда.

Но давайте будем объективными: вот так, играя и празднуя, нам ведь удается немалому научить своих детей. На наших глазах уходят, отмирают за ненадобностью с таким трудом данные безмотивные Знания, Умения, а порой и сами Навыки. А то, что освоено в творческих тренингах, остается, западает в память, работает: я наблюдала это в классах, где РТВ прекращали преподавать на несколько лет, а потом восстанавливали.

Попробуем перенять опыт у самих себя. Не побоимся грамотно и упорно создавать мотивы для любой учебной работы. И пусть кто-то ломает голову над «загадками педагогического мастерства» – мы-то знаем, что нам просто хватило смелости сделать маленький шаг вперед.