ОТСМ-ТРИЗ педагогика

Совсем простые сказки

картинка с сайта skazkashop.ru
Картинка с сайта skazkashop.ru

Методика организации исследования сюжетов сказок

Одна из прелестей развивающего обучения в том, что учитель на уроках делает открытий не меньше, а порой и больше, чем его ученики.

Столько лет прошло, а я до сих пор помню, как захватывает дух, когда дети получают неожиданный для тебя результат.

Исследование сказок в пятом классе принесло мне как учителю множество ярких впечатлений. Думаю, сегодня пришло время поделиться ими с коллегами.

Аннотация

Эта методическая разработка поможет учителю начальных классов и преподавателю литературы организовать исследование сказочных сюжетов на основе собранной детьми копилки сказок.

Введение

Этот материал основан на исследовании, проведенном с пятиклассниками экспериментального Ц-класс в 1996 году. Планируя его, я опиралась на методическую разработку И.Н. Мурашковски «Сказка, отворись!», в которой предложена схема анализа сказки «Пять вопросов к герою» и основанная на ней эффективная методика обучения анализу и синтезу сказочных сюжетов. Тот факт, что полученные моими пятиклассниками результаты сильно отличались от исходной модели, лишний раз подтверждает, что в рамках разработанных в данном педагогическом направлении технологий организации детских исследований педагог имеет большой простор для творчества.

Я публикую сегодня наработанные нами материалы в обновленном виде, т.к. именно такая работа нужна, на мой взгляд, сейчас педагогам, изучающим технологию проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ. Многие из них уже вполне способны самостоятельно организовать детские исследования с помощью ТРИЗ-инструментов, и  для них чужая методика – не шаблон для слепого копирования, а источник новых идей.

Те, кто попытаются повторить эту работу, вероятно, получат совсем иные результаты. Отличаться будут и сами модели «элементарных сюжетов» сказок, и некоторые закономерности. Это будет зависеть от уровня подготовки детей к исследовательской работе, от собранного ими фонда сюжетов, от поставленных исследовательских вопросов. Но в любом случае вас ждет много интересных открытий.

Цели исследования:

— получить навыки ведения и первичной обработки картотеки;

— научиться писать «элементарные» сказочные сюжеты;

— получить дополнительный материал для исследования характеров героев.

1 этап. Работа над выявлением структуры «элементарного» сюжета

ПРИМЕЧАНИЕ 1

«Элементарным» сюжетом мы с детьми условно назвали минимальное описание героев и событий, которое воспринимается как законченное повествование. Данное исследование проходило параллельно с изучением темы «повествовательная речь» на уроках развития речи.

Урок 1. Как устроены истории?

Работа началась за неделю до урока со сбора картотеки. Ученикам было предложено собрать несколько (минимум по пять) сюжетов из сказок, басен, коротких рассказов и т. п., записать их кратко и быть готовыми их пересказать. Для удобства работы учителем была предложена форма карточки:

Герой – Цель – Добился ли герой цели?

Урок строился с опорой на собранный детьми материал.

1. Поиск самого необычного сюжета.

Блиц-опрос: «Расскажите самый интересный, необычный сюжет из своей картотеки, поясните, почему он показался интересным».

2. Порча сюжетов.

Ученик рассказывал историю из своей картотеки, остальные пробовали испортить ее, отвечая на вопрос: «Что надо изменить, чтобы эта история перестала быть историей?»

Пример. Сказка «Рак и лиса». Рак с лисой решили бежать наперегонки. Лиса побежала, а рак уцепился ей за хвост и на финише спрыгнул впереди лисы. Так рак обогнал лису.

Испортить эту сказку можно, убрав одного героя или убрав соревнование (не стали они перегоняться) или если лиса просто перегонит рака. В последнем случае повествование будет, но интересной истории не получится.

3. Выявление  модели сюжета.

Испортив несколько сказок, мы приступили к ответу на вопрос «без чего истории быть не может?» (по сути это и есть вопрос о структуре сюжета). Первая минимальная модель, полученная классом в совместной работе, выглядела так:

ГЕРОЙ – ЦЕЛЬ – ПРЕПЯТСТВИЕ – СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЯ – РЕЗУЛЬТАТ.

Далее уже под эту модель дети собирали свои картотеки, выявляя по ходу дела несовершенство самой модели.

Урок закончился написанием детьми мини-сказки. На работу отводилось 10 минут, сказка записывалась на половинном листочке, чтобы явно ограничить ее размер.

ПРИМЕЧАНИЕ 2

Первоначально форма карточки для картотеки была задана учителем. Мой сегодняшний опыт подсказывает, что делать это было необязательно. Вполне реально было просто попросить детей зафиксировать в любом виде сюжеты сказок на карточках. Проделав описанную выше работу, дети смогли бы самостоятельно получить модели сказочных сюжетов.

Сегодня я предложила бы сделать модель в виде паспорта. Затем, опираясь на паспорт, мы указали бы, какие признаки связаны между собой. В такой форме удобнее было бы собирать дополнительные копилки и накапливать результаты исследования.

2 этап. Герои и их цели

Урок 2. Герои сказок

1. Копилка сказочных героев.

Опираясь на свои картотеки, дети ответили на вопрос: Кто может быть героем сказки? (в режиме аукциона предлагалось назвать как можно больше различных героев).

Ответы детей: люди, животные, явления природы, знаки, географические объекты (реки, озера), нравственные категории (Правда и Кривда) и т. д.

Оптимальным в данном случае я считала ответ, в котором названо понятие (класс объектов) и конкретный пример (героями могут быть явления природы, например, Северный Ветер, Метелица). Если дети не готовы к таким обобщениям, учитель может принимать ответы на уровне конкретных примеров, а затем сам сделать обобщение.

2. Классификация  героев.

Вопрос: «Как можно классифицировать героев сказки?»

Первоначально дети предложили самый простой вариант классификации – разделение героев на добрых и злых. Мы обсудили: доброму герою читатель сочувствует, ставит себя на его место, решает его проблемы вместе с ним, а со злым он мысленно борется. Есть еще нейтральные герои (как мышка в «Курочке-рябе»).

 

3. Копилка целей.

Вопрос: Какие цели преследуют герои?

По ответам детей здесь удобно проверить и обсудить качество заполнения картотеки: формулировка цели – очень непростая задача. Так, один ученик привел пример из своей  картотеки: герой – журавль, цель – накормить лису (цель не достигнута). Класс возразил: настоящей целью журавля было как раз не накормить лису, а оставить ее голодной перед вкусной едой. Более общая (надсистемная) цель – наказать лису, отомстить ей.

 

4. Особенности целей.

Вопрос: «Как выглядит цель в системном операторе?»

Дети ответили: цель многоэтажна, у нее тоже есть свои над- и подсистемы.

Далее я сделала попытку установить связь между героем и его целью, но дети отвергли это предложение, доказывая, что герой в принципе может иметь любую цель. Я согласилась: если характер героя не описан, это, очевидно, верно.

ПРИМЕЧАНИЕ 3

Работу над подбором цели для героя мы продолжили позднее, в 6-м классе, в контексте исследования характеров.

Урок закончился написанием детьми мини-сказки.

Урок 3. Какие бывают цели?

1. Копилка целей.

Урок начался с обзора картотек и мини-сказок, написанных детьми.

Вопрос: «Вспомним, какие бывают цели у героев. Как можно их обобщить?»

Спектр целей, выявленный детьми: спасти кого-то; помочь кому-то; жениться; завести ребенка; получить какой-то ценный предмет; разбогатеть; получить власть, обрести свободу; что-то узнать; разгадать загадку, тайну; получить какое-то качество (смелость, силу и т. п.); найти друзей; избавиться от чего-то вредного, избежать неприятностей.

 

ПРИМЕЧАНИЕ 4

На своем «верхнем этаже» (в надсистеме) цель всегда формулируется ДЛЯ КОГО-ТО: для себя или для другого живого существа или для сообщества живых существ. Но на конкретном этаже цель может звучать как требование преобразовать некоторую систему (поменять ее свойства).

2. Классификация целей.

Вопрос: Как можно классифицировать цели (разбить их на группы)?

Варианты классификации, предложенные детьми:

— цель для себя – цель для других;

— жизненно важные цели – второстепенные цели;

— получить новый «плюс» (что-то хорошее, чего раньше не было, например, невесту) – избавиться от нового «минуса» (от чего-то дурного, чего раньше не было, например, невесту унес Кащей, надо ее найти);

— цели с противоречиями (когда надо удовлетворить сразу несколько несовместимых требований) – цели без противоречий (захотел – и добился).

 

ПРИМЕЧАНИЕ 5

Последние две классификации напрямую связаны с механизмом возникновения препятствия.

Урок закончился написанием мини-сказки.

3 этап. Препятствия

Урок 4. Цели и препятствия

1. Копилка препятствий.

Урок начался с обзора картотек и мини-сказок. На этот раз мы отдельно указывали цель героя и препятствия на пути к достижению этой цели.

ПРИМЕЧАНИЕ 6.

Говорить о препятствии возможно только в контексте определенной цели (и определенного героя). Поэтому спектр препятствий имеет смысл рассмотреть для одного героя и одной цели.

2. Препятствия для героя.

На этом шаге класс выбирал героя и цель, затем дети придумывали для данного героя (с заданной целью) множество разных препятствий. Иногда предлагали свои варианты преодоления препятствий (на данном этапе это необязательно).

 

Пример. Герой – Мыльный пузырь, цель – найти друзей, препятствия:

— он ни с кем не может сблизиться (боится лопнуть);

— он плохо виден, поэтому никто не обращает на него внимания;

— его язык красок никому не понятен и т. п.

Эта работа позволяет наглядно увидеть связь между целью и препятствием, понять, что препятствие зависит от цели, а иногда – и от характера героя.

3. Классификация препятствий.

Вопрос: По каким признакам (основаниям) можно классифицировать препятствия? Предложения детей:

1). По источнику препятствия. Им могут быть:

— личные качества героев, как психологические (не хватает смелости, чтобы перепрыгнуть ров), так и биологические (не хватает длины ног, чтобы перепрыгнуть ров);

— действия других героев-соперников;

— волшебство (действия героев-волшебников);

— надсистема (природные объекты, климатические условия,…);

— особенности объекта, на который «настроена» цель.

ПРИМЕЧАНИЕ 7

Выявить препятствие несложно: для этого надо ответить на вопрос о том, в каком случае цель была бы легко достижима или в каком случае она не стояла бы вовсе.

ПРИМЕЧАНИЕ 8

Препятствие связано со способом реализации цели. Поэтому, синтезируя сюжеты, стоит более детально рассмотреть цель и конкретный способ ее реализации (т.е. «нижний этаж» цели).

ПРИМЕЧАНИЕ 9

Сюжет можно строить как от цели, так и от препятствия. Когда цель – получить какой-то «плюс»,  первична цель, когда цель – избавиться от «минуса», первично препятствие.

Урок 5. Как герои обращаются с препятствиями?

ПРИМЕЧАНИЕ 10

Заметим, в сказках, да и в коротких сюжетных историях, как правило, нет сложных по характеру героев. Портрет героя задается его истинной целью и теми средствами, которые он выбирает для ее достижения (для преодоления препятствия).

Урок начался с обзора картотек и мини-сказок.

1. Способы обращения с препятствиями

Вопрос: «Всегда ли герои преодолевают препятствия?»

Дети привели примеры историй, в которых герой не преодолел препятствия, анализируя, почему он этого не сделал.

Затем аналогично рассмотрели примеры историй, в которых герой преодолел препятствие, объясняя, как ему это удалось.

2. Классификация препятствий

Вопрос: «Как можно классифицировать препятствия, учитывая способы обращения героя с препятствием?»

Классификация, составленная по ответам детей:

— герой отказывается преодолевать препятствие (частый вариант, например, в баснях);

— герой преодолевает препятствие с помощью другого героя (посредника);

— герой преодолевает препятствие совершенно случайно, сам на то не рассчитывая (очень часто такая удача выпадает Ивану Дураку в русских народных сказках);

— герой преодолевает препятствие сам, не решая противоречия – «в лоб», упорным трудом (вариант троекратного повтора);

— герой преодолевает препятствие, разрешая противоречие (т.е. нестандартным образом используя ресурсы).

3. Классификация концов сказок.

Вопрос: «На какие группы можно разделить сказки по способам их завершения?»

Предложения детей:

— препятствие преодолено, цель достигнута;

— препятствие преодолено, цель достигнута, но стало еще хуже;

— препятствие не преодолено, цель достигнута другим способом (в обход);

— препятствие преодолено, но цель не достигнута (например, появилось новое препятствие);

— препятствие не преодолено, цель не достигнута;

— препятствие не преодолено, цель не достигнута, но все равно герою хорошо.

При всей спорности этой классификации, которая представляет собой в чистом виде результат коллективной детской работы, она кажется перспективной уже потому, что может логично вывести на построение сказки от темы, от идеи. Ведь сказка в конечном итоге формирует ценностное отношение к истинным целям героя и к средствам достижения этих целей. Заманчиво построить работу таким образом, чтобы дети вышли на эту идею сами.

Урок закончился написанием детьми мини-сказки.

Надо заметить, что дети восприняли собственную классификацию концов сказок как руководство к действию. В мини-сказках, написанных на этом уроке, представлен практически весь спектр найденных нами возможностей.

Данная работа имела ряд продолжений:

1. Синтез сказочных задач (детьми был составлен задачник по РТВ на основе сказочных сюжетов). В этой работе мы вышли на необходимость закладывать ресурсы для преодоления препятствия в саму сказку.

2. Составление фантастических сказок, в которых с помощью простых приемов фантазирования получали

— нового фантастического героя (или сообщество героев);

— новый объект цели (кстати, стоит отдельно обратить внимание на «объектные» цели, например, найти клад и «безобъектные», например, выиграть соревнование);

— новое препятствие;

— новое средство преодоления препятствия.

3. Работа над анализом характера (составление «досье» на литературного героя, анализ его системы ценностей).

4. Синтез сказки, герой которой имеет определенную систему ценностей.

Ниже приведены примеры творческих текстов, сочиненных пятиклассниками в процессе или сразу же после окончания описанного выше исследования сказок.

Примеры сказок, придуманных детьми

Колобок

Однажды Колобок, внучка, бабушка и дедушка стали купаться.

Колобок нырнул и кричит, что вода теплая. И потонул. Лежит на дне и плачет. Подходит к нему Водяной и спрашивает:

– Что ты плачешь?

– Да вот наверх подняться не могу.

– Давай я тебе помогу, только ты отдай мне самое дорогое.

– Ладно, отдам я тебе мое подсолнечное масло.

Выпустил Водяной его на волю.

А дома бабушка налила ему новое масло.

(Денис А.)

Приключения летучей мыши

Жила-была летучая мышь. Жила она в пещере и много раз слышала от археологов, что есть необычайно вкусное белое мороженое. Еще они говорили, что это мороженое живет в кондитерской фабрике.

Однажды залетела она в сумку к одному археологу и поехала в город с ним. Потом она вылетела из сумки и полетела к большому зданию, на котором было написано «ФАБРИКА «СЛАСТЕНА». Она догадалась, что это тот самый дом, в котором живет мороженое.

Влетела она в открытое окно и увидела много контейнеров с надписями: «клубничный», «малиновый», «шоколадный». Она нырнула в «малиновый» – и утонула.

Это был лимонад.

(Катя М.)

Сказка про смелую мышь

Однажды шла мышь по дороге, на нее напал кот. Мышь прыгнула на ветку, кот за ней. Мышь взяла и прыгнула коту на нос. Кот хотел стряхнуть ее лапой и свалился. А мышь уцепилась за ветку и не упала.

(Стас М.)

Сказка о Волне-семиволоске

Жила-была в Океане Волна-семиволоска, была она самой красивой из всех живущих на белом свете. Все любили ее, всех она радовала, только царь страны Океан ненавидел красавицу Волну. Она чувствовала, что он хочет ее схватить и утащить на дно моря, она хотела выпрыгнуть на берег. Билась, билась, билась-билась, но не смогла выбраться на высокий берег, а когда Волна стукнулась в последний раз о берег, она рассыпалась и превратилась в морскую пену, а ее волосы в теплые течения.

(Митя С.)

Сказка про упорный валун

Трактор отчаянно взрывает холм своим ковшом. Холм упирается и не хочет быть свергнутым с лица Земли.

Но вот в Земле появился зарытый в холме валун. Трактор не может вытащить валун. Он обрывает вокруг него яму и пытается достать назойливый валун. Трактор бьет по валуну ковшом, старается расколоть его. Затем он начинает подрывать низ валуна – ничего не получается.

Трактор хочет скатить валун, но и это не выходит. И вот наконец Трактор скатил валун. Он «заполз» в яму и вытолкнул упорный валун.

Холм был срыт, а на том месте появилось небольшое село.

А валун этот укатился и потом, распиленный, служил противотанковым надолбом.

И упорство валуна помогло селу на войне не пропустить танки.

(Женя С.)