ОТСМ-ТРИЗ педагогика, Страна Загадок

Страна Загадок +. Глава 7.

www.polinabstudio.com

«Я и дыротык, и спиночес, и тестораскатка, и трубкокрут, и рисовалка. Кто же я такой?» 

В этом городе мы сможем научить детей видеть функции предметов — главные и второстепенные, явные и скрытые.

Названия многих вещей говорят о том, для чего служат эти предметы. Например, расческа, скрепка, указка, будильник. А если придумать по этому же принципу названия другим вещам — выйдут загадки. Что такое затемнялки? (шторы.) Освещалка? (лампочка.) И т. п.

Упражнение 7.1

Загадаем описанным способом: зеркало, телевизор, молоток, ложку.

Жители следующего домика более разговорчивые. Они готовы поведать обо всех делах, на какие только способны. Вот что сообщает один из них: «Я и дыротык, и спиночес, и тестораскатка, и трубкокрут, и рисовалка. Кто же я такой?» (карандаш)

Упражнение 7.2

— Придумайте самую длинную загадку о кирпиче, называя всевозможные применения этого предмета.

Упражнение 7.3

— Обратная задача. В домике живут все предметы, с помощью которых можно рисовать. Кто живет в домике? (Не только фломастеры, краски, ручки, мел, но и палочка с песком, и растительные красители, и кофейная гуща и др.)

Упражнение 7.4

Нужно загадать известного героя сказки или мультфильма и, не говоря ни слова, одними только жестами, действиями, помочь товарищам отгадать загадку.

Пример — ученик кладет одноклассника на стул, делает вид, что «строгает» его, потом «вытягивает» ему длинный нос. Ясно: он изображает папу Карло.

Упражнение 7.5

Игра наоборот. Один ребенок показывает какое-либо действие, другой — противоположное. Затем все решают, как одному человеку делать одновременно оба действия. Так возникает новая загадка.

Пример. Показываю действие — вязание. Дети жестами распускают изделие. Далее решаем: как и распускать и вязать в одно и то же время. (Вместо клубка ниток для вязания шапки использовать старую кофту, распуская ее по ходу дела.)