образовательная среда

Учить толерантности

Отсутствие толерантности губит целые народы. История знает немало тому подтверждений. Учить толерантности можно везде — в семье, в школе, в музее.

16 ноября мировое сообщество отметило Международный день толерантности. Эта дата отмечается по инициативе ЮНЕСКО с 1995 года, когда была принята Декларация принципов терпимости (второе название праздника – Международный день терпимости).

 

Что же подразумевается под популярным  сегодня термином «толерантность»? В упомянутой выше Декларации толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Говоря проще, толерантность – это уважение ко всему «другому».

Однако, несмотря на, казалось бы, понятный термин, ответ на вопрос о том, как же воспитать в себе, в окружающих эту самую толерантность, совсем не очевиден. На бытовом уровне проблема отчасти решается: родители посредством игры или серьезного разговора объясняют детям, что существуют различные религии, каждый человек по-своему определяет эталон красоты, у любого может быть собственное мнение. В пример приводят знакомых семье людей: соседей по двору, приятелей из группы детского сада или класса школы. Однако если копнуть глубже, рассмотреть вопросы гармонии и понимания между различными национальными, этническими группами, то дело может осложниться. Одних разговоров в семейном кругу порой оказывается недостаточно.

Хорошим помощником семьи становится школа. На уроках истории учащиеся дискутируют о различных исторических личностях, анализируют разные мнения о деятельности и личностных особенностях ключевых фигур истории, могут высказать и собственную точку зрения, а иногда пробуют представить себя на месте того или иного лица в случае необходимости принятия важного решения. Кроме того, в процессе дискуссии часто появляются две противоположных точки зрения, а значит учителю необходимо научить школьников искусству спора, умению выслушать чужое мнение, аргументировано доказать свою точку зрения. Вот, казалось бы, простой пример, но толерантное отношение ой как пригодится!

А может ли еще что-то или кто-то вне стен дома и учебного заведения сориентировать человека в вопросах толерантного отношения к окружающему миру? Конечно! Непосредственное взаимодействие с людьми другой культуры, религии, даже просто иного мнения может существенно повлиять на формирование толерантного отношения. Средства массовой информации и ставший неотъемлемой частью нашей жизни Интернет (видео и аудиоматериалы, научные тексты, тематические форумы) при их грамотном использовании так же могут оказывать сильное воздействие на формирование терпимого отношения подростков к «другим», стать хорошим подспорьем и родителям, и учителям.

В истории свежи примеры и негативного взаимодействия разных народов, разных социальных групп, когда дело заканчивалось отнюдь не только расхождением во мнениях: нетерпимое отношение к «другим» сталкивало людей в вооруженных конфликтах, войнах, революциях. Яркий тому пример Вторая мировая война, самое кровопролитное вооруженное столкновение человечества. Ее цели не ограничивались захватническими интересами государств, во главу угла ставилась идея существования в мире «человеков» и «недочеловеков». Подумать только, кто-то однажды взял на себя ответственность разделить все человеческое сообщество на более и менее достойных, на имеющих право жить и не имеющих такого права!.. Отсюда и нацизм, и расовая сегрегация, и антисемитизм, и парадоксальные измерения формы черепа для установления «достойности» индивида…

Часто в народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В Петрозаводске есть уникальный музей – Музей жертв фашизма имени М. Кольбе, экспозиция которого посвящена одной из страшных и несправедливых, нетолерантных сторон войны – заключению военнопленных в концентрационные лагеря для решения их дальнейшей  судьбы. Возможно, фотографии экспозиции натолкнут подростков на мысли о том, насколько мы, люди XXI века, должны осознавать перспективу последствий собственных поступков, насколько значимо в современном мире толерантное отношение ко всему окружающему нас, чтобы никто и никогда не подумал и не сказал нам, что кто-то из нас, оказывается, «недочеловек». Да ведь нет таких! Все мы по-своему особенны, неповторимы и тем самым прекрасны.

На экскурсии вы можете узнать об истории концентрационных лагерей, созданных нацистской Германией на территории Европы, о судьбах людей, попавших в концлагеря, а также об истории Второй мировой войны, и о том, что в период финской оккупации Карелии в 1941-1944 гг. на территории нашего края (и в самом Петрозаводске)  существовали финские концентрационные лагеря. Кроме того, на базе музея могут проводиться тематические учебно-практические занятия для учащихся школ и профессиональных учебных заведений.

Резюмируя, стоит отметить, что воспитывать толерантность в современном обществе можно и нужно. Посредством взаимосвязанных мероприятий и бесед об уважении ко всему «другому» в семейном кругу, компании друзей и приятелей, школьном сообществе у подрастающего поколения может быть сформировано целостное и осознанное как необходимость понимание толерантности.

 

На фото – старшеклассники школы № 3 Петрозаводска на одной из первых экскурсий в 2005 году, когда музей обрел свое помещение.

Подробнее о музее им. М.Кольбе можно прочитать здесь.

Музей жертв фашизма им. М. Кольбе находится по адресу: ул. Ригачина, д. 20а. Для заказа экскурсии можно связаться с экскурсоводом по телефону: 9 921 623 79 12.

Об авторе публикации: А. В. Котович – учитель истории и обществознания  МОУ «Заозерская СОШ № 10», экскурсовод Музея жертв фашизма им. М. Кольбе