образовательная среда, Семья и дети

Примерные нормы речевого развития детей

Занятие ведет автор публикации, логопед Инна Крохина
Занятие ведет автор публикации, логопед Инна Крохина

Правильно ли развивается наш ребенок? Как не пропустить момент, когда нужно обратиться к специалистам?

 

Этот вопрос много раз возникал в клубе «Супербабушка», где мы обсуждаем, чем и как заниматься с внуками, чтобы помочь им развиваться и познавать мир. По просьбе бабушек коротко расскажем о примерных нормативах речевого развития детей.

Помните: вывод о нарушении речевого развития ребенка может сделать только специалист!

Нормы развития речи  сегодня достаточно условны. Главный ориентир – развитие 5-летнего ребенка. На него  и должны равняться родители. Однако, если к трем годам ребенок не начал произносить слова, имеет смысл обратиться к специалисту.

 

1 месяц – при звуках речи может перестать плакать, сосредоточиться;

1 – 3 месяца – ребенок улыбается, если к нему обращаются с речью; поворачивает голову по направлению к источнику звука человеческого голоса в ответ на него;

1,5 – 3 месяца – гуление: произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г», постепенно появляются звуки а-а-бм-бм, блъ, у- гу, бу (гуление у всех народов одинаково);

3 – 5 месяцев – произносит гласные и согласные звуки во время гуления, появляются звуки гн-агн, ля-аля, рн и т. П.;

5 месяцев – мягкие гласные: «я» и «и» чаще в сочетании с согласным;

6 месяцев – остаются звуки только родного языка;

6 – 7 месяцев – гуление переходит в лепет, произносит одинаковые слоги: «ма-ма-ма», «дя- дя-дя», «ба-ба-ба». Ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить ряды слогов; расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми;

7 месяцев – узнает голоса близких;

7 – 9 месяц – появляются «п», «т», «д», «н»,зубные и зубно-носовое «нг»;

8 – 9 месяцев – реагирует на свое имя;

8 – 11 месяцев – начинает понимать слова и жесты, подражает звукам речи взрослых;

9 месяцев – хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами;

9 – 10 месяц – появляются «в», «ла», «с» и очень отчетливо «к» и «г».  Позже всего появляются шипящие и свистящие звуки; появляются первые «нормативные», предметно отнесенные слова, соответствующие лексической системе данного языка;

10 — 11 месяцев – прислушивается к речи, музыке, понимает названия отдельных предметов, поворачивает к ним голову, может показать рукой при вопросе «Где часы?» и т.п.;

11-13 месяцев – появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»;

12 месяцев – словарь из 5 – 9 слов, появляется звук «о»;

1 год и 6 месяцев – может произнести 20 – 50 слов, «говорит на своем языке» – произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие «папа», «мама», «деда», «баба» и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: «папа», «мама», «на», «да», «дай» и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других;

1 год 8 месяцев – 1 год и 10 месяцев – активно произносит двусложные слова «тетя», «кися» и два слога их трехсложных слов («синя» – машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места;

2 года – понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»). Звуки может произносить правильно: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Пропускает или заменяет свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ,) и сонорные (р, л,), появляются вопросы «Что?», «Где?», «Куда?»;

2 года – 2 года 2 месяца – говорит словосочетания: «мама Лена». Строит предложения из двух слов: «мама, дай», «баба, ди (иди)». Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: «положи мяч стол». Использует дательный падеж для обозначения лица: «дай Вове», обозначает направление, опуская предлог: «иди маме». Использует творительный падеж в значении орудийности действия: «бить молотком», предложный падеж со значением места: «лежит сумке».

Словарь ребенка состоит из 50 – 200 слов.

2 года 2 месяца — 2 года 6 месяцев — Произносит простые предложения из трех — четырех слов. Сложносочиненные предложения: «это мой большой мишка». Начинает употреблять в речи предлоги;

2 года 6 месяцев – словарь расширяется до нескольких сотен слов, употребляет в своей речи фразы, состоящие из 3 – 5 слов, правильно произносит звуки: с, з, л.;

3 года – повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: «когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Ребенок понимает, кто он, – мальчик или девочка. Правильно использует множественное число, правильно использует местоимения «я», «ты», «он». Выдумывает забавные словечки и выражения. Ребёнок называет своё имя, пол и возраст. Словарь включает к трем годам 300 – 400 слов, к концу около 1000 слов;

3 – 4 года – различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли – ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. Появляются вопросы «почему?», «когда?». Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций. Повторяют за взрослым рассказ из 3 — 4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок, понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без неё. Может оценить своё и чужое произношение, задаёт вопросы о значении слов;

4 года – должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения, правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а так же звуки ц. Исчезает смягчённое произношение согласных.

Словарь: 1600 – 2000 слов.

4 – 5 лет – употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги. Может группировать предметы по классам: одежда, посуда, птицы и т.п. Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы;

5 лет – использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо — железный).

Заканчивается формирование правильного произношения согласных.

Словарь: 1900 – 2200 слов.