Анонс

Перешагнув рубеж тысячелетий

В выставочном зале музея-заповедника «Кижи» открылась выставка этнофутуристов «Три мира».

 

{hsimage|Павел Микушев и Юрий Лисовский на вернисаже ||||}

О том, что такое этнография и футуризм, большинство из нас  знает, по крайней мере начитано. А вот с этнофутуризмом нам предоставили возможность познакомиться впервые. 36 произведений — живопись, графика, эмаль — знакомят нас с новым направлением в искусстве ХХ — XXI веков. 

{hsimage|П. Микушев. Круги на небе |right|||}

Этнофутуризм действительно очень молод, он родился в Эстонии в 90-х годах прошлого века, точнее, ведет отсчет с 1994 года, когда на конференции в Тарту был  опубликован манифест, написанный эстонскими писателями, — «Этнофутуризм». Сегодня это направление представлено не только в литературе, но и в живописи, музыке. В Петрозаводске нас знакомят с ним художники Республики Коми Павел Микушев, Юрий Лисовский и художник-эмальер Светлана Тот.

Новое направление в искусстве поставило перед собой непростую задачу — рассказать о древней традиционной культуре своих народов так, чтобы оно было не только понятно, но и близко людям XXI века. «Три мира»  — так называется и выставка, и программная ее работа Павла Микушева, изображающая трехчастную мифологическую картину мироздания.

{hsimage|Павел Микушев. Три мира||||}

Переступая порог выставочного зала, мы попадаем в мир, населенный сказочными животными, шаманами, обрядами, заклинаниями. Мир загадочный, яркий, притягивающий.

По словам художников из Коми, их обращение к этнофутуризму не дань моде, но естественный процесс творческого развития, их интереса к традициям и истории своего народа. Толчком к нему может стать даже старинный бабушкин сундук, сохранившейся где-нибудь в деревенском доме предков.

{hsimage|Светлана Тот. Бубен шамана |right|||}

Мы привыкли к строгой черно-белой графике наскальных изображений — петроглифов. Древний мир, открытый этнофутуристами, полноцветен, ярок, он ошеломляет вас. Наверное, не случайно дизайнеры, работавшие над оформлением выставки, предпочли язык минимализма: в зале ничего кроме живописных работ и эмалей, они сами заполняют пространство и царят в нем.

{hsimage|Ю. Лисовский. Птица||||}

Несколько слов о работах Светланы Тот. Медальерное искусство в свое время было популярно в России, сегодня эти работы редки. В данном случае необычно не только то, что Светлана Тот, живущая и работающая последние годы в Венгрии, обратилась к медальерному искусству и достигла в нем высокого мастерства, но и поставила его на службу этнофутуризму. Трехголовый человеко-лось или мать- медведица, взгляд в прошлое заставляют надолго задерживаться у ее работ.

«Три мира», новый партнерский выставочный проект музея-заповедника «Кижи», приподнимает  завесу времени над искусством древнего мира. «Три мира» — это не три мира трех художников, но единый мир, увиденный тремя художниками.

Выставка в зале музея на пл. Кирова,10-а работает до 15 июня 2012 года.

Фото автора и Ирины Ларионовой