Анонс

Белые ночи с августейшей особой

В Музее изобразительных искусств открылись две выставки.

 

«Искусство края белых ночей»

{hsimage|На вернисаже ||||}

Вот что рассказала о своих впечатлениях молодой художник и педагог Анна Грязнова:

— На выставке целый коридор шедевров графики. Каждый лист. Одних гениальных акварелей Харитонова было бы достаточно, чтобы остановиться на выставке на полдня, а на выставке еще графика Олега Юнтунена, офорты Аркадия Морозова 80-х годов, акварели Георгия Иванова и Алексея Авдышева. Это как же каждому художнику надо было так выносить образ мира и сколько света в душе иметь, чтобы такое создать! И еще зал графики Тамары Юфа. Ее вообще сколько ни смотри всегда как в первый раз. Счастье, что выставка будет работать до сентября.

{hsimage|Акварель А. Харитонова |right|||}

Не могу с Аней не согласиться. Несмотря на то что на вернисаж пришло совсем немного зрителей, уверена, гости нашего города наверняка останутся довольны выставкой. Первый зал по праву отдан народному художнику Тамаре Григорьевне Юфа. Образы, созданные художницей, настолько поражают, что каждый раз смотришь на них будто заново. И хочется смотреть снова и снова. Это как хорошая книга, которую хочется перечитывать. Такая там глубина, столько философии! А какое мастерство!

Экспозиция в коридоре и в самом деле удивительно хороша, будто карельская белая ночь заполнила зал. Работы даже по оттенкам — от нежной серебристо-голубой в пейзажах Авдышева и Олега Юнтунена до мощной лиловой в «Сирени» Александра Харитонова — напоминают о нашем крае белых ночей. Уж не говорю о дивных и таких же свежих, как и десять-двадцать лет назад, золотых пейзажах Екатерины Пеховой, о мощных произведениях Бориса Поморцева.

{hsimage|Часть экспозиции ||||}

Особенность выставки в том, что профессионалов-художников в экспозиции потеснили студенты — выпускники Карельского колледжа культуры и искусств, его декоративно-прикладного отделения, которое в этом году отметило двадцатилетие. Среди достойных работ студентов выполненные на высокопрофессиональном уровне головные уборы Дарьи Березиной. Это и полотенца, народные костюмы, лоскутные панно.

Выставка не успела открыться, как в гостевой книге появилась запись, в которой Светлана Бауманн, художник-прикладник из Германии, оставила свое восхищенное слово.

Но это еще не все. Если вы поведете летом своих гостей в Музей изобразительных искусств, не забудьте заглянуть в небольшой зал западноевропейского искусства, где расположилась камерная и очень изысканная выставка. 

 

 

"Императрица Мария Федоровна — Августейшая художница"

Удивительно, но картины, созданные Марией Федоровной, матерью последнего русского царя Николая II, пролежали в запасниках музея, сначала краеведческого, потом музея изо с 1928 года до 1997 года без всякого к ним интереса. А попали они в Петрозаводск из коллекции Императорской семьи Александра III и его супруги Марии Федоровны, датской принцессы Дагмары.

{hsimage|Романова Мария Федоровна. Скряга |right|||}

Сергей Пантелеймонович Сергеев, сотрудник музея со стажем более четырех десятков лет, вспоминает, как ему позвонили из Москвы и спрашивают:

— У вас есть произведения принцессы Дагмары?

— Нет, — говорит, — у нас есть картины императрицы Марии Федоровны!

Действительно, это имя было мало известно и интерес к августейшим особам и их судьбам возник совсем недавно. И чудо, что в нашем музее оказались два натюрморта и портрет кисти принцессы Дагмары, императрицы, пережившей своего мужа, двух своих сыновей и внуков — детей Николая II, расстрелянных в 1918 году.

Наши картины побывали на юбилейной выставке в Копенгагене, а теперь их можно увидеть в залах нашего музея, где рядом с ними выставлены произведения популярных художников XIX века. В основном это морские пейзажи из императорской коллекции.

Фото Виталия Тамма