Хроника

Как школьнику понять биосинтез белка?

 

У учителей-новаторов  — а их все еще немало  в школах – наконец появился механизм реализации оригинальных придумок и наработок. Первыми были представлены и экспертами одобрены две модели — учебного транспортира и процесса биосинтеза белка. Они изготовлены в экспериментальной лаборатории Центра педагогических новинок под руководством Владимира Малегина.

Совсем не случайно открытие центра прошло в 9-й петрозаводской школе имени И.С. Фрадкова. Ее выпускник Малегин, ученик нашего известного  педагога, – вопреки всему! – пытается претворить в жизнь идеи Фрадкова и не оставляет попыток реально помочь образованию, детям,  учителям. Долгое время со стороны облеченных властью людей он не находил поддержки. Слышал и такое: «Меня ваши предложения не интересуют!» Пока наконец не проявил интерес новый министр образования Карелии Александр Селянин. И не только поддержал идею Центра педагогических новинок, но и пришел на его открытие 13 декабря.
Прошло оно камерно, без обычной помпы и телекамер, но очень творчески и увлекательно: слушать профессионалов – удовольствие необыкновенное! А от  экспертов трудно было оторвать взгляд: в черных академических накидках и четырехугольных головных уборах с кисточками, они смотрелись эффектно и торжественно. Кстати, такое облачение специально для центра пошили в училище № 12.
— Сегодня мы закладываем механизм систематического отбора новинок педагогов-новаторов. Будем распространять их в школах республики, — сказал Малегин. – Каким будет этот механизм? Поступившее нам предложение вначале рассмотрит экспертный совет из опытных педагогов и специалистов Института повышения квалификации. Если оно актуально, совет принимает решение об изготовлении опытного образца в нашей экспериментальной лаборатории. Затем автор публично защищает его,  а после одобрения экспертного совета изготавливается уже опытная партия. Когда специалисты Минобразования определят необходимое количество для  школ республики,  будет выпущена рабочая партия.
Естественный вопрос: а зачем в наше время информационных технологий  учебно-наглядные пособия?  Не вчерашний ли это день? Защищая свою модель учебного транспортира для 5 – 6 классов, учитель математики, завуч школы № 34 Галина Белова так ответила на невысказанный вопрос:
— Растет поколение виртуальных детей. Они не умеют действовать предметно. В первую очередь отстают в обучении дети-тактильщики: им, чтобы понять, надо все попробовать своими руками. А таких детей немало.
Эксперты идею транспортира одобрили, высказав предложение изготовить его еще и в виде конструктора. Представитель интерната № 21, где обучаются дети с ДЦП, воскликнула:
— Для наших детей это спасение!
Завуч 9-й школы, кандидат биологических наук Людмила Фрадкова показала разборную модель, иллюстрирующую один из сложнейших разделов биологии – процесс биосинтеза белка. Просто и остроумно изготовленная из линолеума и оргстекла, при изучении материала она должна находиться на столе каждого ученика.
— Это лучше, чем рисунок на доске или компьютерный вариант. В биологии важно понять механизм, для этого произвести действия. Потому так нужны модели, — пояснила Людмила Фрадкова.
Обе модели эксперты поддержали и рекомендовали изготовить опытные партии. К их мнению присоединился министр. Одобрили еще несколько идей. Одну высказала Елена Фирова, завуч школы № 25, где  учатся дети   с нарушениями слуха, – модель дорожного перекрестка. Она учит детей избегать дорожные ловушки. В ГИБДД двумя руками за.

Александр Селянин завершил по-деловому короткую процедуру открытия Центра педагогических новинок такими словами:
— Рад, что реализована наша идея полугодовой давности. Практикоориентированная деятельность должна быть в образовании восстановлена. Особенно она востребована в коррекционных школах, где без подобных пособий по всем темам не обойтись. Лаборатория должна быть создана, хотя много юридических и экономических вопросов. Надеюсь, эти трудности преодолеем.
Следующая защита новинок намечена на январь. Министр не исключил, что и сам может что-то предложить.

Лицей № 1 2008