Хроника

Сто лет не в расчет

На Рождество труппа Русского театра драмы, входящая в состав Музыкального театра, сыграла свой последний спектакль.
 
За несколько дней до этого старейшему театру Карелии исполнилось 103 года.
31 декабря артисты драмы были вызваны к директору Елене Ларионовой. Контракт с молодыми артистами продлили по 30 мая этого года, с актерами старшего поколения, среди которых и народный артист Карелии Николай Королев, лишь до 28 февраля. При этом директор, по словам актеров, посоветовала им искать работу.
Неизвестно, что будет с труппой дальше и будет ли существовать Русский театр драмы вообще. Когда 16 мая 2006 года здание театра, в котором все годы работали два театра – драматический и музыкальный, закрывали на капитальный ремонт, глава РК Сергей Катанандов подписал постановление, в котором говорилось о ликвидации объединенной дирекции и создании заново двух театров – Музыкального и Русского театра драмы. Музыкальный был создан, драматический же влился в его состав в ожидании, когда будет разработан Устав и создан самостоятельный театр. Однако этого так и не произошло.
Все время ремонта драматическая труппа, как и музыкальная, давали спектакли в здании театральной гостиницы «Маски», на маленькой и неудобной сцене с залом на 100 мест. Минувшим летом труппа Музыкального театра была переведена в здание театра, где завершился ремонт, а драматическая осталась в «Масках». В декабре, когда после событий в Перми началась тщательная проверка состояния противопожарной безопасности, «Маски» были закрыты на 80 дней.
 
Новогодний спектакль «Морозко» артисты играли в небольшом зале Карельского колледжа культуры. И это при том, что, по словам главного режиссера театра Снежаны Савельевой, если бы их пустили на большую сцену обновленного театра, новогодний спектакль мог принести прибыль в 3 миллиона рублей! Однако директор театра Елена Ларионова, по словам артистов, отказала, сославшись на то, что на большой сцене расстелено покрытие для «Щелкунчика». Получить пояснения у Елены Ларионовой нет возможности, поскольку она в отъезде.
7 января, отыграв последний спектакль «Морозко» в колледже культуры, артисты собрались, чтобы решить, что нужно делать, чтобы сохранить театр. Они рассчитывают только на себя, прессу и общественность.
– У нас нет тылов, нет высоких покровителей, – говорит молодой актер Владимир Весский.
 
Пока публично не сказали своего слова ни Карельское отделение СТД, ни Министерство культуры РК. Актеры, зрители, театралы и нетеатралы бурно обсуждают в «Контакте» судьбу театра. Вот одно из суждений: «Учительница моего сына попросила совета, куда можно сводить пятиклассников. Я порекомендовала спектакль «Ищу человека». Уже собрали деньги, договорились о дате, но тут нагрянула эпидемия гриппа. Отложили до «после каникул». Теперь Малую сцену закрыли пожарные. И дальше непонятно что. Можно, конечно, найти площадку и даже пригласить артистов в лицей. Но учительница хотела привести детей в ТЕАТР. И теперь получается, что взрослые еще могут выбирать между оперой, балетом, концертами, а детям в театр просто закрыта дорога».
В 2003 году твердая позиция актеров, поддержка местного СТД в лице народной артистки России Людмилы Живых (ее уже нет с нами), публичные акции помогли сохранить театр. Тогда даже люди, не являющиеся театралами, были возмущены самим фактом закрытия в Петрозаводске Русского театра драмы. Сейчас пообещала свою поддержку фракция коммунистов в Законодательном Собрании РК.
15 января актеры проводят пресс-конференцию, на которую намерены пригласить министра культуры Галину Брун и директора театра Елену Ларионову.