Культура, Художественная галерея Дмитрия Москина

Философ карикатуры

Свой юбилей известный в Карелии карикатурист Дмитрий Москин встречал в яркой косоворотке, подпоясавшись тесьмой, с хитровато-улыбающимся взглядом за неизменными круглыми очками.

Дмитрий Москин на острове Кижи
Дмитрий Москин на острове Кижи

— Извините меня, — с улыбкой обратился Дмитрий Москин к заслуженному художнику России Валентину Чекмасову, у которого в 60-е годы занимался в художественной студии, — я не стал живописцем, я стал карикатуристом.

А ведь мог стать врачом, и не повезло бы тогда карельскому искусству. Окончил два курса медфака Петрозаводского университета, отслужил в армии и поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной. Из Ленинграда привез любовь к карикатуре и несколько уникальных самиздатовских книг, посвященных ей же. Книги с гордостью показывал 12 мая на капустнике в честь дня рождения.

Дмитрий Москин
Дмитрий Москин

Вообще-то Дмитрий Москин не собирался отмечать свое 60-летие, это давние друзья во главе с журналистом Юрием Шлейкиным не упустили повода для встречи. Художники, журналисты, поэты, дизайнеры собрались в Доме актера. Дмитрий Москин, верный своему чувству юмора и данному накануне обещанию, принес для угощения … воду и сухари.

Столы украшали знаменитые москинские игрушки из дерева: куклы-панки, свистульки, пирамиды… Кстати, такие игрушки есть в семьях Ельцина и Путина. На любопытные расспросы о встречах на острове Кижи с президентами, их женами, актерами Дмитрий Москин отвечал односложно, явно скромничая:

— Да что я им сказал? То же, что и всем: баб режу.

Это он про изготовление кукол-панок. Каждое лето мастер резьбы по дереву живет на острове, там же дает мастер-классы.

Дмитрий Москин. Из "Русского демонария"
Дмитрий Москин. Из «Русского демонария»

Черный юмор занимает важное место в творчестве Дмитрия Москина, только в его исполнении он вызывает светлую улыбку. Да и мини-скульптуры, жители москинского демонария, лишь притворяются страшными. Взгляните на милого буку из сучка или размечтавшуюся русалку, на потешного даже в оскале черта-ушастика или отощавшую Бабу-ягу. Их хочется приласкать, а не испугаться. Москин признается: водяные, лешие, черти – его друзья, встречаются регулярно.

В коллекции Дмитрия Москина сотни карикатур, десятки оформленных книг. В голове, как всегда, тысячи идей. С Татьяной Яшковой готовит книгу о традиционной и обрядовой кукле Карелии, с инструкциями по их изготовлению. В газете «Лицей» как журналист продолжит уникальный проект «Художественная галерея», в котором увековечил уже более сотни мастеров нашей республики. И продолжит пополнять свои коллекции  «Иллюстрированные афоризмы», «Северные пирамиды», «Странные животные»… Не оставит занятие философской карикатурой.

Увлекаясь искусством средних веков, творчеством Босха, Гойи, Домье, Бердслея, Магритта, Дмитрий Москин часто посвящает им работы, ссылается на их творчество. Так, в коллекции странных животных у Москина есть «Пудель. Посвящение Вильгельму Бушу», «Индийский голубой терьер. Посвящение Рене Магритту», «Кубистический кот. Посвящение Жоржу Браку»…

Самому юбиляру рано осмысливать прожитое, а вот студентам писать курсовики и дипломы по Дмитрию Москину самое время: материала предостаточно.

Дмитрий Москин. Автопортрет
Дмитрий Москин. Автопортрет