Хроника

Причем тут перелетные гуси?

14 августа состоялось торжественное открытие Первого международного лэнд-арт фестиваля в Карелии.  
 
{hsimage|"Перелетные гуси" Юрия Бобина||||}А накануне в деревне Алексала, что расположена среди тех самых, известных олонецких равнин, шла подготовительная работа. Мы приехали к самому обеду и нас тут же пригласили за стол. В стороне лежала гитара, а на столе дымились свежие щи. Мы отведали щей, румяного пирога с черникой. За обедом начался наш разговор о фестивале. Его организатор — известный карельский художник Владимир Зорин, который уже в течение нескольких лет принимает активное участие в лэнд-арт фестивалях в Финляндии и Норвегии. Он загорелся провести нечто подобное и у нас в Карелии. В результате на фестиваль приехали 8 художников из Финляндии, Великого Новгорода, Петрозаводска и Олонца.  
  — Это только начало, — говорит Зорин. — ничего подобного в Карелии до этого не было. Конечно, разные художественные выставки совместно с финнами проводились, осуществлялись большие проекты вроде «Широкого моста». Но лэнд-арт -это другое и мы гордимся, что первые вписали эту страничку в историю культуры Карелии!
 
Правда, организатор не уверен, что в будущем удастся продолжить это новое дело, потому что любое подобное мероприятие требует средств, а пока фестиваль устроен на голом энтузиазме. Художников приютил Визит-центр «Гусиные поля» и его хозяйка Инга Николаевна Гурилова. Они проживают в прекрасных условиях, благодаря ее радушию и пониманию своего вклада в дело культуры. Зато Министерство культуры РК не прониклось идеей фестиваля и даже загодя обещанный транспорт, а попросту говоря мини-автобус, так и не был предоставлен для того, чтобы художники могли добраться до деревни.
{hsimage|На лэнд-арт фестивале||||}Визит-центр находится на окраине деревни, куда ранней весной прилетают гуси. Здесь их наблюдают и изучают орнитологи. Художники обозначили тему своего фестиваля, исходя из особенностей местности и назвали его «Перелетные гуси». Мы пошли по полю, где тут и там виднелись объекты, над которыми вовсю шла работа. Было интересно попасть в творческую мастерскую под открытым небом и понаблюдать святая святых — сам процесс творчества.
 
Объект Юрия Бобина из Олонца практически готов, его идея проста: поскольку летом на полях гусей нет, то естественно нужны сами гуси и он создал гусиную пару, которая видна издалека. «Мы вырваны из обычной жизни и можем творить без оглядки, здесь мы можем окунуться в детство», — делится своими впечатлениями от фестиваля Юрий. Посреди поля выделяется объект Владимира Зорина выполненный из толстых ивовых прутьев, длиной в несколько метров, он напоминает стрелку компаса, устремленную точно с севера на юг — направление полета перелетных птиц. Рядом лежат красные и синие нити, чтобы четче обозначить идею. Эта стрелка также напоминает лодку, что символизирует движение жизни.
 
Недалеко от Владимира создает свой объект его супруга Виктория Зорина. Она колдует над картой для гусей. Объект получается таким же декоративным, как картины художницы. Основой для создания объектов служит любой природный материал данной местности. Перед тем тем, как начать основную работу, художники выезжали на берег Ладоги, где собирали необходимые для них предметы. У Виктории это старая кора деревьев, щепки, отмытые озерной водой до гладкости, прутья, камни. В результате получается неповторимый рисунок карты в кавычках, потому что понятно, что это карта условная.
{hsimage|На лэнд-арт фестивале||||}Чуть поодаль работает художник Тиина Халлакорпи, знаток современного искусства из Хельсинки. Прежде она выступала куратором одного из весьма успешных русско-финских проектов, а теперь творит как художник. По периметру поля стоят маленькие елочки и сосенки, на которых уже висят шишки, но не простые, а ярко-голубые. Приглядываюсь и понимаю, что на елках шишки сосновые и наоборот. Это, по словам Тиины, символизирует союз природы и художников.
 
Ее работа называется «Что-то новое, что-то старое, что-то синее» и отчасти связана со старым свадебным верованием в Финляндии, когда на свадьбу нужно обязательно надеть и что-то новое и что-то старое.. Ну, а синий цвет — это цвет России в представлении художницы. Краска, которой пользуется Тиина, такова, что после дождя она смоется и шишки приобретут первозданный вид. Еще одна художница из Хельсинки Каарина Ормио создает тропу из мусора, найденного на берегу озера.
 
Это цветные пробки от бутылок, стаканчики из-под йогуртов, всякая всячина, — то, что обычно оставляют наши граждане на берегу. Каарина рада познакомиться с новыми для себя художниками и особенно побывать на карельской земле. Владислав Булганин из Великого Новгорода создал удобный плацдарм, площадку для гусей. «Надеюсь и сам когда-нибудь вернуться сюда», — шутит автор. В деревянной скульптуре Андрея Петрова, которого петрозаводчане знают как активного участника фестиваля ледяных и деревянных скульптур, пока с трудом узнаются будущие цапли. Идея сделать деревянную скульптуру цапли пришла к нему давно, когда он впервые наблюдал здесь в полях этих удивительных птиц.
    
{hsimage|«Что-то новое, что-то старое, что-то синее»||||}Все увиденное не опишешь, но нельзя было не заметить, что рядом с художниками на другом конце поля трудились рабочие, которые строили реальный объект — баню. Спрашиваю у Владимира Игнатьева, который прежде работал в Центре директором и экскурсоводом, как они относятся к художникам. «Мы друг другу не мешаем! Пусть делают свое дело!» — отвечает. А Владимир Зорин в разговоре добавляет к своим словам: «Мы стремимся привлечь внимание общественности к более бережному отношению к природе. Людям так не хватает эстетики и культуры в окружающем пространстве. Заметьте, у нас есть обычай вешать таблички и устанавливать скульптурные портреты в городах после смерти деятелей, а надо и хочется делать что-то уже сегодня для живых, для радости жизни». 
 
Фото автора