Хроника

Планов по ликвидации сельских школ в Карелии нет

В Петрозаводске во второй раз провели День сельской малочисленной  школы республики.

Инициатором встречи выступила созданная два года назад Ассоциация сельских малочисленных малокомплектных школ Карелии.  В Институте педагогики и психологии Петрозаводского госуниверситета (бывшей педакадемии) собрались руководители и педагоги малых школ, ученые, представители вузов,  минобразования и парламента, профсоюза и общественных организаций.

Если 10 лет назад в республике было 210 сельских школ, сейчас осталась 121. Так называемая оптимизация, а по сути – сокращение, проходили именно за счет малочисленных школ. Поэтому всех собравшихся волновал вопрос о дальнейшей судьбе школ.

– Ни правительство, ни министерство образования планов по ликвидации сельских школ не имеют, – с этого начал свое выступление министр образования республики Александр Морозов. – У нас нет намерения одномоментно решить проблемы, как в других регионах,   путем закрытия сельских школ. Все возможности оптимизации в Карелии  исчерпаны. Нам нужно развивать систему образования, мы хотели бы внятности сети, чтобы она обеспечивала доступность и качество.  Но пока в большинстве муниципалитетов нет внятной политики: ставка или  на крупные школы, или любым путем на сохранение  школьной сети 80-х годов.

Министр отметил, что становится больше проблемных детей, и призвал вспомнить опыт и традиции советской школы по воспитанию: «Не нужно изобретать новые институты, всё уже было».

Директор Рыборецкой средней школы Светлана Готич
Директор Рыборецкой средней школы Светлана Готич

День получился очень насыщенным. Подвели итоги конкурса презентаций и статей педагогов сельских школ, на который поступило 95 работ. Семинар «Новое в науке для сельской школы» и мастер-классы дали гости из Вятского государственного университета Ольга Коршунова и Ольга Селиванова. Прошли консультации специалистов, состоялось знакомство с IT-парком и Музеем науки ПетрГУ.

 

Елена Хованская
Елена Хованская

Завершился день разговором за круглым столом, интересным и откровенным. По словам, директора Летнереченской средней школы Беломорского района Елены Хованской, проблемы 90-х годов наложили отпечаток, однако педагоги не опускают руки, ищут новые формы. Для них таковой стала организация тьюторского сопровождения школьников. Удается обеспечить индивидуальный подход как к проблемным детям, так  и к одаренным. Родители, правда, насторожились от непонятного слова «тьютор», но, когда поняли, что речь идет о наставничестве, успокоились.

Педагогов сельских школ волнуют ситуация с кадрами, трудности по обслуживанию поступившей по программе модернизации компьютерной техники, они не понимают, почему льготы по оплате жилищно-коммунальных расходов включают в среднюю зарплату. В Медвежьегорском районе проверка выявила, что одной из школ муниципальная власть недодала 5 миллионов рублей! Мотивация у районных чиновников своеобразная: «Куда вам столько денег?»

Горький пример привела директор одной из школ Кондопожского района: местные депутаты приняли решение выплачивать пособие в 5 тысяч рублей выходящим на пенсию педагогам со стажем свыше 30 лет. Даже такая сумма – смешная, судя по дружной реакции участников круглого стола,  – осталась только на бумаге. Когда в школе подготовили документы на пособие учительнице, 47 лет отдавшей образованию, получили  отказ: «Нет денег».

Депутат карельского парламента Эмилия Слабунова выделила проблему  методических служб в районах республики и назвала сложившуюся ситуацию катастрофой: почти везде эти службы в рамках оптимизации ликвидированы. Учителя, по их признанию, не получая оперативного методического сопровождения, часто вынуждены работать по федеральным стандартам  вслепую.

Зинаида Ефлова, руководитель лаборатория теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, напомнила: в Карелии самое демократичное законодательство по малокомплектным  школам. Она считает, что при всех объективных трудностях многое зависит от руководителя школы. Привела такой факт: у лаборатории осталось всего две экспериментальные площадки из пяти после  смены директоров  школ. Ефлова высказалась жестко: «Не хочешь расти – хоронишь свою школу!»

По итогам встречи  будут выработаны рекомендации по развитию сельских малочисленных школ Карелии.

Фото автора