Вернисаж с Ириной Ларионовой, Хроника

О чём мечтают художники

В Петрозаводске  открылись две камерные выставки.

Одна из них, в зале коллегий Министерства культуры РК, посвящена Великому Новгороду, авторы — Нелли Григорьева и Валентин Чекмасов. Вторая в Доме куклы Татьяны Калининой  –  юбилейная экспозиция Татьяны Красовской.

Нелли Григорьева Валентин Чекмасов
Нелли Григорьева и Валентин Чекмасов
Самые главные ценители – друзья по цеху. Борис Поморцев
Самые главные ценители – друзья по цеху. Борис Поморцев

Летом прошлого года наши известные художники Нелли Григорьева и Валентин Сергеевич Чекмасов были участниками крупного пленэра в Великом Новгороде, где участвовали более двадцати художников из разных регионов России. После десяти дней непрерывного творчества и общей выставки в новгородском музее работы ждали своего часа в петрозаводских мастерских. И вот графический  и живописный Новгород представлен на суд  зрителей. Правда, в основном это зритель особый, те, кто бывают в Министерстве культуры. К сожалению, никто из специалистов  Министерства культуры не пришел на вернисаж, наверное, некогда было.

В. Чекмасов. Грозовое небо. Десятинный монастырь
В. Чекмасов. Грозовое небо. Десятинный монастырь
Н. Григорьева. Новгородский сюжет
Н. Григорьева. Новгородский сюжет

–  Ну, да художники все равно творить не перестанут. Они фанаты своего дела, –  сказал на вернисаже народный художник Валентин Чекмасов. –  Для них лишь бы крыша над головой была да кусок хлеба.

 

Почти так же когда-то писал поэт Велемир Хлебников: «Мне надо мало, краюшку хлеба, да каплю молока. Да это небо, да эти облака!»

 

Художники на вернисаже поделились своими впечатлениями от поездки в древний город. Эти милые дворики, созданные в неожиданном для новгородцев ракурсе, златоглавые   древние  храмы, колокольни, на полотнах живого классика Чекмасова, как его называют,  выглядят монументально, основательно, строго и  торжественно.

 

В графике  Григорьевой, наоборот,  есть ощущение сиюминутной жизни, ее горячего дыхания. Вот только прошел дождь, в луже отразился купол, по дороге  бредет бабушка с двумя козочками. А на переднем плане мольберт, за ним древняя церковь – сама вечность – и чувствуется  добрый и чуткий взгляд художника.

 

Потом за чашкой чая художники размечтались, каждый о своем. О чем же мечтают карельские художники? Куда потратили бы они свой условный миллион, если бы он у них был. Валентин Сергеевич построил бы дом-галерею для своих произведений, с небольшим кафе-холлом, куда приглашал бы гостей на чашку кофе. А Нелли Григорьева, как бывший сотрудник Министерства соцзащиты,  потратила бы его на создание столовой для голодных. И еще она непременно устроила бы творческую дачу для художников на берегу Белого моря.

 

Татьяна Красовская, председатель Карельского отделения Творческого союза художников России, приехала в Карелию много лет назад  с юга. Детство ее прошло в городе Грозном, Карелия стала новым домом, возможно, именно поэтому она с таким воодушевлением пишет карельский пейзаж. В ее юбилейную экспозицию «Краски Севера», представленную в художественной галерее «Дом куклы имени Татьяны Калининой», вошли произведения разных лет. В основном это виды  красивейших мест Карелии. Недаром, один из гостей в книге отзывов написал:  «Очень красивые картины. Сочные краски, сочетание Севера и Юга».

Татьяна Красовская на вернисаже
Татьяна Красовская на вернисаже
Т.Красовская. Старый город. Вид на Онежскую губу
Т.Красовская. Старый город. Вид на Онежскую губу
Т. Красовская. Кижи
Т. Красовская. Кижи

Наряду с пейзажами здесь можно увидеть натюрморт и картины-фантазии.  Но зрителю вроде меня, избалованному и пресыщенному карельским пейзажем,  настоящей изюминкой в экспозиции показались два небольших живописных полотна, посвященных старому Петрозаводску.

 

–  Что-то не припомню, чтобы кто-то из местных художников писал старый дореволюционный Петрозаводск, –  поделилась я своим предположением с Валентином Чекмасовым, и оказалась посрамленной. Выяснилось, что уже целых два года стоят бесхозными в мастерской мэтра  два панорамных произведения старого Петрозаводска, написанных  специально для залов  мэрии.  И  показал эти два пейзажа, на одном из которых сюжет практически тот же, что и у Татьяны Красовской, только выполнены  они в разной художественной манере и в разном размере.  У Татьяны город очень романтичный, у Валентина Сергеевича более реалистический. На другом пейзаже  Чекмасова изображен Александровский (Онежский) завод. Основой для картин послужили известные фотографии, сделанные мастером светописи Сергеем Прокудиным-Горским в начале прошлого века.

. В. Чекмасов у своей картины, посвященной дореволюционному Петрозаводску
В. Чекмасов у своей картины, посвященной дореволюционному Петрозаводску

Так что тема старого Петрозаводска жива и востребована. Эти произведения должны, как мне кажется, находиться в таких местах, как Национальная библиотека, мэрия, да и любое другое помещение вполне могут украсить, напоминая об истории нашего города.

Фото автора